131.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (ногайском) языке на уровне начального общего образования

131.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (ногайском) языке на уровне начального общего образования.

131.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (ногайском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе посредством изучения родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, формируемая в том числе посредством работы с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (ногайском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами ногайской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

131.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (ногайском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

131.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

131.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

131.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

131.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

131.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

131.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

131.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (ногайском) языке с использованием предложенного образца.

131.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (ногайском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

воспринимать устную речь учителя, других обучающихся, понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в тексте основные логические части;

читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, читать про себя маркированные места текста, понимать содержание прочитанного, читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям;

отличать прозаическое произведение от стихотворного;

находить средства художественной выразительности в тексте (синоним, антоним);

работать с иллюстрациями, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженной в тексте, иллюстрировать фрагменты прочитанного произведения;

элементарным библиографическим умениям: выбрать книгу из рекомендованного списка;

находить оглавление, аннотацию в книге, определять автора книги, художника-иллюстратора.

131.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (ногайском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями, ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения, переходить от чтения вслух к чтению про себя;

читать с установкой на смысловое восприятие текста, понимать смысл прочитанного произведения (на русском и на ногайском языках);

выразительно декламировать художественное произведение, читать тексты по ролям, участвовать в постановке живых картин;

строить монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя, участвовать в беседе по прочитанному тексту, составлять вопросы и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, использовать приемы устного словесного рисования;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов), оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь);

определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

сравнивать фольклорные и авторские художественные произведения (на практическом уровне), ориентироваться в жанровом разнообразии произведений, определять особенности жанров сказки, рассказа;

находить средства художественной выразительности в тексте (сравнение);

сравнивать прозаические и стихотворные произведения, определять особенности стихотворного произведения;

создавать собственные тексты (мини-сочинение, рассказ, стихотворение);

называть имена 2 - 3 классиков ногайской литературы и современных писателей (поэтов);

приводить названия изученных произведений и кратко пересказывать их содержание.

131.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (ногайском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

читать стихотворение с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса;

воспроизводить литературный текст в творческой деятельности (декламация, инсценировка, живые картины, рисунки и песни);

самостоятельно определять тему и главную мысль произведения;

приводить описание сюжета произведения, героев (внешний вид, речь, поступки) выявлять авторское отношение к герою;

отвечать на вопросы в устной и письменной форме, подтверждать свой ответ фрагментами из текста;

узнавать и различать жанры: малые жанры фольклора, сказки фольклорные и литературные, басня, рассказ, стихотворение, определять особенности их построения и используемые выразительные средства;

находить средства художественной выразительности в авторской литературе (олицетворение, сравнение);

создавать собственные тексты в форме устных высказываний (отзыв о прочитанном) и письменных сочинений с использованием приема устного словесного рисования;

перерабатывать текст, сочинять отсутствующее начало или конец текста, создавать свои иллюстрации (рисунки, афиши) к тексту;

рассказывать о любимом литературном герое.

131.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (ногайском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

письменно пересказывать прочитанный или прослушанный текст (кратко);

делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для устного пересказа, пересказывать текст кратко и подробно;

сравнивать характеры героев разных произведений, высказывать и обосновывать собственное мнение, подтверждая его фрагментами или отдельными строчками из произведения, приводить расширенную характеристику героя произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;

отличать народные произведения от авторских, определять направление развития художественной литературы: от народного творчества к авторским формам;

работать с деформированным текстом, используя различные способы (восстанавливать порядок предложений в тексте, восстанавливать перепутанные части текста);

создавать разные виды текста: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев), следуя правилам их построения;

создавать собственные тексты сказок, рассказов, стихотворений;

сопоставлять тексты ногайской литературы с текстами русской литературы;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру;

самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения на определенную тему).