139.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (удмуртском) языке на уровне начального общего образования
139.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (удмуртском) языке на уровне начального общего образования.
139.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (удмуртском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (удмуртском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами удмуртской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.
139.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (удмуртском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
139.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
139.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
139.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
139.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
139.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
139.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
139.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (удмуртском) языке с использованием предложенного образца.
139.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (удмуртском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объему произведения со скоростью 25 - 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть стихотворные произведения;
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
понимать фактическое содержание прослушанного или прочитанного произведения, отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
пересказывать содержание произведения;
принимать участие в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного текста;
сочинять по аналогии считалки и загадки;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
139.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (удмуртском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов;
переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения со скоростью не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);
понимать содержание, смысл прослушанного и (или) прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
различать отдельные жанры фольклора и художественной литературы;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять простой план текста;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, тема, идея, заголовок, содержание произведения);
участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение примерами из текста;
подробно и выборочно пересказывать текст;
читать выразительно, используя интонационный рисунок (речевую партитуру) текста;
читать выразительно по ролям, используя нужную интонацию, темп и тон речи;
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
находить различия фольклорной и литературной сказки;
соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства;
ориентироваться в книге и (или) учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
сравнивать художественные и научно-популярные тексты;
осознанно применять полученные знания (тема, идея, образ, пословица, сказка, скороговорка, загадка, ритм, рифма);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, обогащать собственный круг чтения;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
139.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (удмуртском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения со скоростью не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
владеть элементарными приемами анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста, составлять план текста (простой, цитатный);
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
определять жанровую принадлежность произведений по основным признакам;
составлять устную и письменную характеристику героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев;
отличать автора произведения от героя, описывать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев;
прогнозировать содержание произведения по заглавию, иллюстрациям к тексту;
отличать главного героя от второстепенных;
осознанно применять изученные понятия (автор, авторская сказка, виды сказок, мораль басни, литературный герой, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, смысловые части, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного произведения: строить высказывание, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного и (или) прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрации);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные ресурсы, включенные в федеральный перечень.
139.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (удмуртском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
совершенствовать чтение вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения со скоростью не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
пересказывать произведение подробно и выборочно;
соотносить читаемый текст с жанром фольклора и художественной литературы;
различать героические, социально-бытовые, топонимические предания;
различать поэму и поэму-сказку, сказку-пьесу;
подробно описывать характер героя, его портрет;
владеть элементарными приемами анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста, составлять план текста (простой и сложный);
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного или нескольких произведений, характеризовать собственное отношение к героям, поступкам, находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
выявлять авторскую позицию в литературном произведении и в произведении изобразительного искусства, определять способы выражения авторского отношения к героям, описанной картине;
соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства;
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, словаря, находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия (автор, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, гипербола, образ);
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко) с изменением лица рассказчика;
участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного произведения: строить высказывание, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста, использовать в беседе изученные литературные понятия;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения, писать сочинения по прочитанному произведению;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрации);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;
использовать справочную литературу, включая ресурсы Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей