56.6. Содержание обучения в 1 классе

56.6. Содержание обучения в 1 классе.

56.6.1. Начальным этапом изучения родного (мокшанского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (мокшанский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (мокшанском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучения грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться до 10 недель.

56.6.2. Обучение грамоте.

Развитие речи. Составление предложений и небольших рассказов повествовательного характера на мокшанском языке по серии сюжетных картинок, по определенным тематическим образцам: материалы собственных игр, наблюдения за окружающим миром.

Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении слух.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Сравнение предложения, словосочетания, слова, описывание их сходства и различия. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Распространение предложений.

Фонетика. Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Последовательность звуков в слове и их количество.

Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Обучение произношению звуков л - л', лх - л'х, р - р', рх - р'х, с - з, с' - з', ж - ш, с - ш, к - г, п - б.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги и определение их количества. Слоги, состоящие из одного гласного. Классификация слов по количеству слогов. Перенос слова по слогам. Нахождение и исправление ошибок, допущенных при делении слов на слоги.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Анализ буквенного состава слов. Обозначение гласных звуков а, и, о, у, ы, э, 00001117.wmz, ъ буквами а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

Слоговой принцип мокшанской графики. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

Последовательность букв в алфавите мокшанского языка.

Чтение. Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук, чтение слов с гласными буквами е, ё, ю, я, чтение слов с ь, ъ и й). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение, чтение с необходимой интонацией (вопросительной, восклицательной, побудительной) слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений на мокшанском языке.

Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, необходимые во время письма.

Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приемы и последовательность правильного списывания текста.

Функция небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса.

Орфография и пунктуация. Правила правописания и их применение: раздельное написание слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных, географические названия), перенос слов по слогам, знаки препинания в конце предложения.

56.6.3. Систематический курс.

56.6.3.1. Содержательная линия "Система языка".

Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения. Мокшанский язык - национальный язык мордвы-мокши. Цели и ситуации общения.

Фонетика.

Звуки речи. Классификация звуков родного (мокшанского) языка. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Правильное произношение согласных. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Слова с согласным звуком [й] и гласным звуком [и]. Шипящие ж, ш, ч.

Слог. Количество слогов в слове. Специфика мокшанского ударения. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных). Перенос слов с буквой й и мягким знаком (ь).

Графика.

Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение при письме твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э, слова с буквой э. Обозначение при письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

Алфавит. Мокшанский алфавит на основе русской графики. Правильное название букв в алфавите, их последовательность.

Значение алфавита. Его использование для упорядочения списка слов.

Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков.

Лексика.

Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Обучение классификации слов по: тематическому принципу (набор для обучения: тонафнемапяль (учебник), пур (мел), ручка, карандаш, игрушки: няка (кукла), офтоня (медвежонок), топоня (мячик), птицы: кирьхкс (воробей), варси (ворона), сязьгата (сорока), фрукты и овощи: куяр (огурец), модамарь (картофель) и прочее), по общим признакам (цвет: акша (белый), равжа (черный), размер: оцю (большой), ёмланя (маленький). Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Синтаксис.

Предложение как единица языка (ознакомление). Сходство и различие слова и предложения. Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Составление предложений из набора форм слов. Анализ предложения с нарушенным порядком слов, нахождение в предложении смыслового пропуска и ошибок в графическом оформлении, распространение предложений.

Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение.

Раздельное написание слов в предложении.

Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных, географические названия).

Перенос слов (без учета морфемного членения слова).

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Текст, алгоритм его списывания. Знаки препинания в предложениях текста.

56.6.3.2. Содержательная линия "Развитие речи".

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).

Ситуация общения: цель общения, место, ситуация, обстоятельства общения. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).

Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).