56.6. Содержание обучения в 1 классе
56.6.1. Начальным этапом изучения родного (мокшанского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (мокшанский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (мокшанском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучения грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться до 10 недель.
Развитие речи. Составление предложений и небольших рассказов повествовательного характера на мокшанском языке по серии сюжетных картинок, по определенным тематическим образцам: материалы собственных игр, наблюдения за окружающим миром.
Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении слух.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Сравнение предложения, словосочетания, слова, описывание их сходства и различия. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Распространение предложений.
Фонетика. Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Последовательность звуков в слове и их количество.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Обучение произношению звуков л - л', лх - л'х, р - р', рх - р'х, с - з, с' - з', ж - ш, с - ш, к - г, п - б.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги и определение их количества. Слоги, состоящие из одного гласного. Классификация слов по количеству слогов. Перенос слова по слогам. Нахождение и исправление ошибок, допущенных при делении слов на слоги.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Анализ буквенного состава слов. Обозначение гласных звуков а, и, о, у, ы, э, , ъ буквами а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Слоговой принцип мокшанской графики. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Последовательность букв в алфавите мокшанского языка.
Чтение. Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук, чтение слов с гласными буквами е, ё, ю, я, чтение слов с ь, ъ и й). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение, чтение с необходимой интонацией (вопросительной, восклицательной, побудительной) слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений на мокшанском языке.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, необходимые во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приемы и последовательность правильного списывания текста.
Функция небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса.
Орфография и пунктуация. Правила правописания и их применение: раздельное написание слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных, географические названия), перенос слов по слогам, знаки препинания в конце предложения.
56.6.3.1. Содержательная линия "Система языка".
Язык как основное средство человеческого общения. Мокшанский язык - национальный язык мордвы-мокши. Цели и ситуации общения.
Звуки речи. Классификация звуков родного (мокшанского) языка. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Правильное произношение согласных. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Слова с согласным звуком [й] и гласным звуком [и]. Шипящие ж, ш, ч.
Слог. Количество слогов в слове. Специфика мокшанского ударения. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных). Перенос слов с буквой й и мягким знаком (ь).
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение при письме твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э, слова с буквой э. Обозначение при письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Алфавит. Мокшанский алфавит на основе русской графики. Правильное название букв в алфавите, их последовательность.
Значение алфавита. Его использование для упорядочения списка слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков.
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Обучение классификации слов по: тематическому принципу (набор для обучения: тонафнемапяль (учебник), пур (мел), ручка, карандаш, игрушки: няка (кукла), офтоня (медвежонок), топоня (мячик), птицы: кирьхкс (воробей), варси (ворона), сязьгата (сорока), фрукты и овощи: куяр (огурец), модамарь (картофель) и прочее), по общим признакам (цвет: акша (белый), равжа (черный), размер: оцю (большой), ёмланя (маленький). Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Предложение как единица языка (ознакомление). Сходство и различие слова и предложения. Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Составление предложений из набора форм слов. Анализ предложения с нарушенным порядком слов, нахождение в предложении смыслового пропуска и ошибок в графическом оформлении, распространение предложений.
Правила правописания и их применение.
Раздельное написание слов в предложении.
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных, географические названия).
Перенос слов (без учета морфемного членения слова).
Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.
Текст, алгоритм его списывания. Знаки препинания в предложениях текста.
56.6.3.2. Содержательная линия "Развитие речи".
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, место, ситуация, обстоятельства общения. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей