71.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (телеутскому) языку на уровне начального общего образования
71.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (телеутскому) языку на уровне начального общего образования.
71.10.1. В результате изучения родного (телеутского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (телеутского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (телеутского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
восприятие телеутского языка как главной части культуры своего народа;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение и доброжелательное отношение к представителям своего и других народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
понимание чувств других людей и проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
уважительное отношение к точке зрения отличной от собственной к жизненным установкам других членов общества;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (телеутского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (телеутского) языка);
выраженная устойчивая мотивация к изучению родного языка как значимой части культуры телеутского народа, следствием чего станет приобщение к поликультурному достоянию родной страны;
понимание причин успешности и неуспешности в учебе, в том числе в использовании навыков использования родного (телеутского) в школьной и повседневной жизни;
восприятие оценки собственной деятельности одноклассниками, учителем, родителями.
71.10.2. В результате изучения родного (телеутского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия, а также умения совместной деятельности.
71.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
анализировать понятия "звук" и "буква", их отличия;
характеризовать звуки по заданным параметрам;
выделять в слове гласные, согласные звуки и характеризовать их;
сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять отличительные особенности гласных и согласных звуков;
приводить примеры гласных и согласных звуков, слов с заданным звуком;
классифицировать предложенные языковые единицы;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять глаголы в группы по определенному признаку (например, время, число);
объединять имена существительные в группы по определенному грамматическому признаку (например, число);
находить закономерности в процессе наблюдения за языковыми единицами;
объединять предложения по определенному признаку, самостоятельно устанавливать этот признак;
определять признаки, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;
определять существенный признак для классификации предложений;
ориентироваться в изученных лексических понятиях;
соотносить понятие с его краткой характеристикой;
соотносить звук и букву, картинки со знакомыми словами;
сравнивать алфавиты телеутского и русского языков, находить отличия и сходства;
сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей: определять совпадения и расхождения в звуковом и буквенном составе слов;
сравнивать разные виды предложений: выделять особенности каждого типа текста;
сравнивать тему и основную мысль текста;
устанавливать основания для сравнения звукового состава слов: выделять признаки сходства и различия;
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, отличающихся грамматическими признаками;
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи;
устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;
устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;
характеризовать звуки по заданным признакам.
71.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип предложения (на основе предложенных критериев);
высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов;
использовать словарь для осуществления перевода слов с одного языка на другой;
проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение, текст);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
прогнозировать возможное развитие речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по телеутскому языку, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования), например, формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова, формулировать выводы об особенностях каждого типа предложения, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.
71.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей, "читать" информацию, представленную в схеме, таблице;
выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебно-практической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники и словари, например, при выполнении мини-исследования, проектной работы;
уточнять написание слова по словарику учебника, уточнять слова для осуществления перевода с родного языка на русский язык и наоборот;
распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки;
с помощью учителя на уроках телеутского языка "читать" схемы, таблицы, а также создавать их для представления информации, например, схемы (модели) звукового состава слова;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами;
соблюдать элементарные правила информационной безопасности при поиске для выполнения заданий по телеутскому языку информации в Интернете;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
свободно ориентироваться в структуре учебника.
71.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова;
воспринимать и формулировать суждения, выбирать языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
подготавливать небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подготавливать небольшие публичные выступления;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами, представлять доказательства;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), соответствующие ситуации общения, например, тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие), расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника;
строить устное монологическое высказывание на определенную тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.
71.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
понимать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
выстраивать последовательность выбранных действий;
определять последовательность учебных операций при списывании;
определять последовательность учебных организаций при проведении звукового анализа слова;
планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи;
планировать учебные действия по решению задач;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат;
оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;
самостоятельно оценивать правильность в его исполнение, как по ходу реализации, так и в конце действия вносить необходимые коррективы;
осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
владеть рядом общих приемов решения задач и ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и самостоятельно;
преобразовывать практическую задачу в познавательную.
71.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать оценку своей работы;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выполнении заданий, при списывании текстов и записи под диктовку;
находить ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, при письме под диктовку или списывании слов, предложений, с использованием указаний педагога о наличии ошибок;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать причины их появления;
оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в нее;
оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений;
устанавливать причины успеха (неудач) при выполнении заданий по телеутскому языку;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
71.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца, плана;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности;
совместно обсуждать процесс и результат работы;
строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных и групповых заданий на уроках телеутского языка: распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать замечания и высказывать свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с помощью учителя);
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного мини-исследования или проектного задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков.
71.10.3. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать устную речь от письменной речи, слова от предложения;
соблюдать изученные нормы телеутского языка в устной и письменной речи;
выделять слова, изменять порядок слов в предложении;
составлять схемы-модели предложения;
устанавливать звуко-буквенные соответствия;
переводить слова, предложения, тексты с родного (телеутского) языка на русский язык и наоборот;
произносить звуки изолированно и в составе слова;
проводить звуковой анализ слова;
различать гласные и согласные звуки;
видеть особенности гласных звуков (краткий и долгий гласный звук), согласных звуков (звонкий, глухой);
составлять звуковую и слоговую схему (модель) слова;
различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения на телеутском языке;
понимать текст при его прослушивании;
понимать обращенные устные высказывания на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций;
понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;
воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
воспроизводить графически и каллиграфически все буквы телеутского алфавита;
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;
соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
разборчиво и красиво писать буквы;
списывать небольшой печатный текст (с проговариванием), находить границы предложения;
понимать функции небуквенных графических средств - пробела между словами и знака переноса;
писать под диктовку отдельные слова, короткие предложения с учетом гигиенических требований, правил переноса слова, знаков препинания (точка, запятая): словарный (трех - пяти слов) и текстовый (шести - восьми слов) мини-диктанты;
самостоятельно составлять слова из заданных слогов, предложения - из заданных слов, небольшие тексты по доступной тематике, состоящих из трех предложений, и другие задания;
повторять за учителем речевого образца;
называть буквы телеутского алфавита в их последовательности;
правильно произносить специфичные телеутские гласные и согласные звуки;
участвовать в диалоге, озвучивать 2 - 3 реплики на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения, например, в диалоге этикетного характера (приветствовать и отвечать на приветствие, прощаться, благодарить);
составлять небольшие рассказы повествовательного характера;
строить монологическое сообщение из трех предложений (устных высказываний о себе и окружающей действительности);
читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами;
осознанно читать слова, словосочетания, предложения;
читать с соблюдением пауз и интонации в соответствии со знаками препинания: выразительное чтение небольших учебных текстов, диалогов, стихотворений, сказок из учебника (подражать учителю).
71.10.4. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
правильно произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания телеутского языка;
соблюдать нормы произношения: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных звуков телеутского языка;
соблюдать ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений при чтении;
использовать алфавит телеутского языка при работе с учебником, со словарями и справочниками;
соотносить буквы и звуки в словах;
переносить слова по слогам на новую строку;
правильно использовать в письме небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного: запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка);
читать с соблюдением пауз и интонации в соответствии со знаками препинания: выразительное чтение небольших учебных текстов, диалогов, стихотворений, поговорок, примет;
использовать в речи слова, относящиеся к обычаям и традициям телеутов, простейшие устойчивые словосочетания, реплики-клише, отражающие культуру телеутского народа;
уточнять значение слова по контексту;
выявлять окончания слов, обозначающих названия предметов, во множественном числе;
воспринимать аффикс как часть слова;
образовывать имена существительные во множественном числе при помощи аффиксов -тар, -тер, -тор, ; -дар, -дор, , -дер; -лар, -лер, -лор, ;
находить слова, обозначающие предмет (в единственном и множественном числе) с помощью вопросов;
находить слова, обозначающие действие предмета с помощью вопросов;
находить слова, обозначающие признак предмета: цвет, вкус, длину, ширину и высоту;
находить слова, обозначающие количество предмета с помощью вопроса;
находить слова, указывающие на предметы с помощью вопросов;
различать словосочетания и предложения;
различать повествовательное, вопросительное, побудительное, утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные предложения;
устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
различать и находить главные и второстепенные члены предложения (подчеркивать слова-предметы одной чертой, слова-действия - двумя чертами, слова-признаки - волнистой линией);
правильно ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак);
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
осуществлять диалогическое общение из трех - четырех реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения;
проговаривать монологическое сообщение из трех - четырех предложений (высказываний о себе и окружающей действительности);
соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);
задавать вопросы, начинать, поддерживать, заканчивать разговор, привлечь внимание и тому подобное;
употреблять в речи изученные в рамках тем уроков слова;
составлять устный рассказ с использованием личных наблюдений и вопросов;
выявлять типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности;
понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и другие) и уметь реагировать вербально и невербально на их содержание;
переводить слова, предложения, тексты с родного (телеутского) языка на русский язык и наоборот;
читать целыми словами со скоростью, соответствующей второкласснику;
читать предложения с соблюдением пауз и интонации;
читать про себя с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития второклассника;
выразительно читать небольшие учебные тексты, диалоги, стихотворения, рассказы из учебника, в том числе наизусть (с соблюдением правильной интонации);
писать под диктовку учителя слова, предложения с соблюдением правил переноса слова, знаков препинания (точка, запятая): писать словарный (шесть - восемь слов) и текстовый (восемь-десять слов) диктанты;
создавать небольшие собственные тексты повествовательного и описательного характера (сочинения) из трех-четырех предложений по доступной тематике.
71.10.5. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
правильно произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания телеутского языка;
соблюдать нормы произношения: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных телеутского языка;
использовать алфавит телеутского языка при работе с учебником, со словарями и справочниками;
находить слова, обозначающие предметы, признаки, действия;
использовать в речи слова, отражающие обычаи и традиции телеутов, устойчивые словосочетания, фразы, реплики-клише, отражающие культуру телеутского народа;
уточнять значения слов по контексту;
находить родственные (однокоренные) слова;
образовывать, формировать слова с помощью аффиксов с учетом особенностей присоединения аффиксов в телеутском языке;
находить слова, обозначающие предметы;
склонять существительные по падежам с помощью вопросов (без знания терминов);
находить слова, обозначающие признак предмета;
находить слова, обозначающие действие предмета;
находить слова, обозначающие количество предметов;
находить слова, указывающие на предметы;
находить слова, указывающие на время, место и направление совершения действия;
различать словосочетания и предложения;
находить заглавное и зависимое слово в словосочетании;
определять типы предложений по цели высказывания (при помощи усвоенного определения): повествовательное, вопросительное, побудительное, звательное; утвердительное и отрицательное; распространенное и нераспространенное; восклицательное и невосклицательное предложения;
находить главные члены предложения (при помощи усвоенного определения): сказуемое и подлежащее;
находить второстепенные члены предложения (с помощью их определения): определение, обстоятельство, дополнение. Предложение с однородными членами предложения;
находить обращение в предложении (на основе знания его определения);
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
контролировать себя при проверке слов, словосочетаний, предложений, текстов;
применять основные правила орфографии (правильно писать окончания слов, писать заглавную букву в начале предложения и при написании имен собственных);
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак; в предложениях с однородными членами, с обращением;
различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения телеутского языка, мини-тексты;
различать на слух интонацию и эмоциональную окраску речевых фраз; понимать обращенные устные высказывания на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций;
отличать устную речь от письменной речи;
понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;
понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (рассказы, стихи и другие), реагировать вербально и невербально на их содержание;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи;
осуществлять диалогическое общение из трех - четырех реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения;
сочинять устные высказывания о себе и окружающей действительности, монологическое сообщение из четырех - пяти предложений;
кратко излагать содержание прочитанного и услышанного текста, используя речевые средства телеутского языка;
владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);
задавать вопрос, начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие;
соблюдать орфоэпические нормы, а также правильную интонацию;
читать целыми словами со скоростью, соответствующей для третьеклассника;
читать предложения с соблюдением пауз и интонации;
читать про себя с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития обучающегося;
выразительно читать небольшие учебные тексты, диалоги, стихотворения, рассказы из учебника, в том числе наизусть;
осуществлять выборочное чтение с целью нахождения необходимой информации, заданной в тексте, обобщения содержащейся в тексте информации;
правильно списывать печатный текст; находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать заданную часть текста (23 - 25 слов);
писать слова, предложения, тексты под диктовку учителя с соблюдением правил переноса слова, орфографических и пунктуационных правил: словарный (7 - 8 слов) и текстовый (9 - 12 слов) диктанты;
выполнять письменные задания в учебнике (писать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова и другие);
создавать небольшие собственные тексты повествовательного и описательного характера (сочинения) из четырех - пяти предложений по доступной тематике;
писать краткий ответ на вопрос к прочитанному тексту;
переводить слова, предложения, тексты с родного (телеутского) языка на русский язык и наоборот.
71.10.6. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
соблюдать нормы произношения: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных;
соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
использовать алфавит телеутского языка при работе с учебником, со словарями и справочниками;
применять правила правописания (правописание частей речи с аффиксами);
правильно интонировать в процессе говорения и чтения;
использовать в речи слова, отражающие обычаи и традиции телеутов, устойчивые словосочетания, фразы, реплики-клише, отражающие культуру телеутского народа, слова, заимствованные из русского языка;
уточнять значение слова по контексту;
активизировать лексику телеутского языка в соответствии с коммуникативной задачей;
находить однокоренные (родственные) слова;
соблюдать правила прибавления аффиксов для получения множественного числа у имен существительных;
образовывать относительные имена прилагательные с помощью аффиксов;
образовывать из имен существительных прилагательные с помощью аффиксов;
образовывать имена существительные, указывающие на принадлежность предмета;
определять лексические и грамматические признаки имени существительного;
определять увеличительную и уменьшительную формы имен существительных;
находить собственные и нарицательные имена существительные;
определять число имен существительных (единственное и множественное число);
определять род имени существительного (мужской и женский род);
называть признаки предметов (размер, цвет, форма, вкус); находить качественные и относительные имена прилагательные;
находить глаголы будущего и прошедшего времени, глаголы в повелительной форме;
определять единственное и множественное число глаголов;
находить указательные и возвратные местоимения;
находить количественные, порядковые имена числительные;
находить антонимы (слова, противоположные по смыслу приведенным словам);
различать словосочетания и предложения, осознавать их сходства и различия;
определять типы предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное и звательное предложения; утвердительные и отрицательные предложения;
находить в предложении главные и второстепенные члены;
распознавать связь между сказуемым и подлежащим в словосочетании и предложении;
понимать особенности предложений с однородными членами, распространенных и нераспространенных, простых и сложных, с прямой речью и обращением;
применять правила правописания: правописание глаголов настоящего времени; правописание частей речи с аффиксами; правописание сложных слов и другие; правописание окончаний слов; правописание предложений с однородными словами, с прямой речью;
уточнять правописание слов по словарю;
исправлять ошибки в тексте (в своем, заданном);
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак; в предложениях с однородными членами, с обращением;
различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения телеутского языка, мини-тексты;
различать на слух интонацию и эмоциональную окраску речевых фраз;
понимать обращенные устные высказывания на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций;
понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;
понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и другие) и реагировать вербально и невербально на их содержание;
полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом обучающимся языковом материале;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи;
осуществлять диалогическое общение из четырех - пяти реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения;
придумывать устные высказывания о себе и окружающей действительности, монологическое сообщение из пяти - шести предложений;
кратко излагать содержание прочитанного и услышанного текста, используя речевые средства телеутского языка;
владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);
владеть умениями задавать вопрос, начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и тому подобное;
соблюдать орфоэпические нормы, правильную интонацию;
придумывать элементарные связные высказывания о себе и окружающей действительности, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к информации или предмету высказывания;
читать целыми словами со скоростью, соответствующей для четвероклассника;
читать предложения с соблюдением пауз и интонации;
читать про себя с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития и обученности обучающегося;
выразительно читать небольшие учебные тексты, диалоги, стихотворения, рассказы из учебника;
осуществлять выборочное чтение с целью нахождения необходимой информации, заданной в тексте, обобщения содержащейся в тексте информации;
выражать собственное мнение, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;
правильно списывать печатный текст объемом 25 - 30 слов, находить границы предложения, делить текст на части;
писать слова, предложения под диктовку учителя с соблюдением правил переноса слова, орфографических и пунктуационных правил: словарный (8 - 9 слов) и текстовый (12 - 15 слов) диктанты;
выполнять письменные задания в учебнике (придумывать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова, озаглавливать текст и другие);
создавать небольшие собственные тексты повествовательного и описательного характера (сочинения) из 5 - 6 предложений по доступной тематике;
в письменной форме кратко, развернуто отвечать на вопросы к тексту; готовить выписки из текста, упражнения;
использовать телеутско-русского словаря при работе с текстом; распознавать признаки текстов разных типов;
переводить слова, словосочетания, предложения, тексты с телеутского языка на русский язык и наоборот.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей