71.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (телеутскому) языку на уровне начального общего образования

71.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (телеутскому) языку на уровне начального общего образования.

71.10.1. В результате изучения родного (телеутского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (телеутского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (телеутского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

восприятие телеутского языка как главной части культуры своего народа;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение и доброжелательное отношение к представителям своего и других народов России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

понимание чувств других людей и проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

уважительное отношение к точке зрения отличной от собственной к жизненным установкам других членов общества;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (телеутского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (телеутского) языка);

выраженная устойчивая мотивация к изучению родного языка как значимой части культуры телеутского народа, следствием чего станет приобщение к поликультурному достоянию родной страны;

понимание причин успешности и неуспешности в учебе, в том числе в использовании навыков использования родного (телеутского) в школьной и повседневной жизни;

восприятие оценки собственной деятельности одноклассниками, учителем, родителями.

71.10.2. В результате изучения родного (телеутского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия, а также умения совместной деятельности.

71.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

анализировать понятия "звук" и "буква", их отличия;

характеризовать звуки по заданным параметрам;

выделять в слове гласные, согласные звуки и характеризовать их;

сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять отличительные особенности гласных и согласных звуков;

приводить примеры гласных и согласных звуков, слов с заданным звуком;

классифицировать предложенные языковые единицы;

группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;

объединять глаголы в группы по определенному признаку (например, время, число);

объединять имена существительные в группы по определенному грамматическому признаку (например, число);

находить закономерности в процессе наблюдения за языковыми единицами;

объединять предложения по определенному признаку, самостоятельно устанавливать этот признак;

определять признаки, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;

определять существенный признак для классификации предложений;

ориентироваться в изученных лексических понятиях;

соотносить понятие с его краткой характеристикой;

соотносить звук и букву, картинки со знакомыми словами;

сравнивать алфавиты телеутского и русского языков, находить отличия и сходства;

сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей: определять совпадения и расхождения в звуковом и буквенном составе слов;

сравнивать разные виды предложений: выделять особенности каждого типа текста;

сравнивать тему и основную мысль текста;

устанавливать основания для сравнения звукового состава слов: выделять признаки сходства и различия;

устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, отличающихся грамматическими признаками;

устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи;

устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;

устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;

характеризовать звуки по заданным признакам.

71.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип предложения (на основе предложенных критериев);

высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов;

использовать словарь для осуществления перевода слов с одного языка на другой;

проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение, текст);

проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

прогнозировать возможное развитие речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по телеутскому языку, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования), например, формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова, формулировать выводы об особенностях каждого типа предложения, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.

71.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей, "читать" информацию, представленную в схеме, таблице;

выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебно-практической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники и словари, например, при выполнении мини-исследования, проектной работы;

уточнять написание слова по словарику учебника, уточнять слова для осуществления перевода с родного языка на русский язык и наоборот;

распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки;

с помощью учителя на уроках телеутского языка "читать" схемы, таблицы, а также создавать их для представления информации, например, схемы (модели) звукового состава слова;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами;

соблюдать элементарные правила информационной безопасности при поиске для выполнения заданий по телеутскому языку информации в Интернете;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

свободно ориентироваться в структуре учебника.

71.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова;

воспринимать и формулировать суждения, выбирать языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

подготавливать небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

подготавливать небольшие публичные выступления;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами, представлять доказательства;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета;

соблюдать правила ведения диалога;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), соответствующие ситуации общения, например, тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;

участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие), расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника;

строить устное монологическое высказывание на определенную тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.

71.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

понимать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

выстраивать последовательность выбранных действий;

определять последовательность учебных операций при списывании;

определять последовательность учебных организаций при проведении звукового анализа слова;

планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи;

планировать учебные действия по решению задач;

предвидеть трудности и возможные ошибки;

самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат;

оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;

самостоятельно оценивать правильность в его исполнение, как по ходу реализации, так и в конце действия вносить необходимые коррективы;

осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

владеть рядом общих приемов решения задач и ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и самостоятельно;

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

71.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать оценку своей работы;

контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выполнении заданий, при списывании текстов и записи под диктовку;

находить ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, при письме под диктовку или списывании слов, предложений, с использованием указаний педагога о наличии ошибок;

находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать причины их появления;

оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в нее;

оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений;

устанавливать причины успеха (неудач) при выполнении заданий по телеутскому языку;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

71.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца, плана;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности;

совместно обсуждать процесс и результат работы;

строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных и групповых заданий на уроках телеутского языка: распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать замечания и высказывать свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с помощью учителя);

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного мини-исследования или проектного задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков.

71.10.3. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать устную речь от письменной речи, слова от предложения;

соблюдать изученные нормы телеутского языка в устной и письменной речи;

выделять слова, изменять порядок слов в предложении;

делить слова на слоги;

составлять схемы-модели предложения;

устанавливать звуко-буквенные соответствия;

переводить слова, предложения, тексты с родного (телеутского) языка на русский язык и наоборот;

произносить звуки изолированно и в составе слова;

проводить звуковой анализ слова;

различать гласные и согласные звуки;

видеть особенности гласных звуков (краткий и долгий гласный звук), согласных звуков (звонкий, глухой);

составлять звуковую и слоговую схему (модель) слова;

различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения на телеутском языке;

понимать текст при его прослушивании;

понимать обращенные устные высказывания на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций;

понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

воспроизводить графически и каллиграфически все буквы телеутского алфавита;

ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;

соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

разборчиво и красиво писать буквы;

списывать небольшой печатный текст (с проговариванием), находить границы предложения;

понимать функции небуквенных графических средств - пробела между словами и знака переноса;

писать под диктовку отдельные слова, короткие предложения с учетом гигиенических требований, правил переноса слова, знаков препинания (точка, запятая): словарный (трех - пяти слов) и текстовый (шести - восьми слов) мини-диктанты;

самостоятельно составлять слова из заданных слогов, предложения - из заданных слов, небольшие тексты по доступной тематике, состоящих из трех предложений, и другие задания;

различать звуки и буквы;

повторять за учителем речевого образца;

называть буквы телеутского алфавита в их последовательности;

правильно произносить специфичные телеутские гласные и согласные звуки;

участвовать в диалоге, озвучивать 2 - 3 реплики на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения, например, в диалоге этикетного характера (приветствовать и отвечать на приветствие, прощаться, благодарить);

составлять небольшие рассказы повествовательного характера;

строить монологическое сообщение из трех предложений (устных высказываний о себе и окружающей действительности);

читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами;

осознанно читать слова, словосочетания, предложения;

читать с соблюдением пауз и интонации в соответствии со знаками препинания: выразительное чтение небольших учебных текстов, диалогов, стихотворений, сказок из учебника (подражать учителю).

71.10.4. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

правильно произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания телеутского языка;

соблюдать нормы произношения: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных звуков телеутского языка;

00001475.png

соблюдать ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений при чтении;

использовать алфавит телеутского языка при работе с учебником, со словарями и справочниками;

соотносить буквы и звуки в словах;

делить слова на слоги;

переносить слова по слогам на новую строку;

правильно использовать в письме небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного: запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка);

читать с соблюдением пауз и интонации в соответствии со знаками препинания: выразительное чтение небольших учебных текстов, диалогов, стихотворений, поговорок, примет;

использовать в речи слова, относящиеся к обычаям и традициям телеутов, простейшие устойчивые словосочетания, реплики-клише, отражающие культуру телеутского народа;

уточнять значение слова по контексту;

выявлять окончания слов, обозначающих названия предметов, во множественном числе;

воспринимать аффикс как часть слова;

образовывать имена существительные во множественном числе при помощи аффиксов -тар, -тер, -тор, 00001476.wmz; -дар, -дор, 00001477.wmz, -дер; -лар, -лер, -лор, 00001478.wmz;

находить слова, обозначающие предмет (в единственном и множественном числе) с помощью вопросов;

находить слова, обозначающие действие предмета с помощью вопросов;

находить слова, обозначающие признак предмета: цвет, вкус, длину, ширину и высоту;

находить слова, обозначающие количество предмета с помощью вопроса;

находить слова, указывающие на предметы с помощью вопросов;

различать словосочетания и предложения;

различать повествовательное, вопросительное, побудительное, утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные предложения;

устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

различать и находить главные и второстепенные члены предложения (подчеркивать слова-предметы одной чертой, слова-действия - двумя чертами, слова-признаки - волнистой линией);

правильно ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак);

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

осуществлять диалогическое общение из трех - четырех реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения;

проговаривать монологическое сообщение из трех - четырех предложений (высказываний о себе и окружающей действительности);

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);

задавать вопросы, начинать, поддерживать, заканчивать разговор, привлечь внимание и тому подобное;

употреблять в речи изученные в рамках тем уроков слова;

составлять устный рассказ с использованием личных наблюдений и вопросов;

выявлять типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности;

понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и другие) и уметь реагировать вербально и невербально на их содержание;

переводить слова, предложения, тексты с родного (телеутского) языка на русский язык и наоборот;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей второкласснику;

читать предложения с соблюдением пауз и интонации;

читать про себя с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития второклассника;

выразительно читать небольшие учебные тексты, диалоги, стихотворения, рассказы из учебника, в том числе наизусть (с соблюдением правильной интонации);

списывать с печатного текста;

писать под диктовку учителя слова, предложения с соблюдением правил переноса слова, знаков препинания (точка, запятая): писать словарный (шесть - восемь слов) и текстовый (восемь-десять слов) диктанты;

создавать небольшие собственные тексты повествовательного и описательного характера (сочинения) из трех-четырех предложений по доступной тематике.

71.10.5. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

правильно произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания телеутского языка;

соблюдать нормы произношения: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных телеутского языка;

использовать алфавит телеутского языка при работе с учебником, со словарями и справочниками;

находить слова, обозначающие предметы, признаки, действия;

использовать в речи слова, отражающие обычаи и традиции телеутов, устойчивые словосочетания, фразы, реплики-клише, отражающие культуру телеутского народа;

уточнять значения слов по контексту;

находить родственные (однокоренные) слова;

выделять в словах корень;

разбирать слова по составу;

образовывать, формировать слова с помощью аффиксов с учетом особенностей присоединения аффиксов в телеутском языке;

находить слова, обозначающие предметы;

склонять существительные по падежам с помощью вопросов (без знания терминов);

находить слова, обозначающие признак предмета;

находить слова, обозначающие действие предмета;

находить слова, обозначающие количество предметов;

находить слова, указывающие на предметы;

находить слова, указывающие на время, место и направление совершения действия;

различать словосочетания и предложения;

находить заглавное и зависимое слово в словосочетании;

определять типы предложений по цели высказывания (при помощи усвоенного определения): повествовательное, вопросительное, побудительное, звательное; утвердительное и отрицательное; распространенное и нераспространенное; восклицательное и невосклицательное предложения;

находить главные члены предложения (при помощи усвоенного определения): сказуемое и подлежащее;

находить второстепенные члены предложения (с помощью их определения): определение, обстоятельство, дополнение. Предложение с однородными членами предложения;

находить обращение в предложении (на основе знания его определения);

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

контролировать себя при проверке слов, словосочетаний, предложений, текстов;

применять основные правила орфографии (правильно писать окончания слов, писать заглавную букву в начале предложения и при написании имен собственных);

правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак; в предложениях с однородными членами, с обращением;

различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения телеутского языка, мини-тексты;

различать на слух интонацию и эмоциональную окраску речевых фраз; понимать обращенные устные высказывания на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций;

отличать устную речь от письменной речи;

понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;

понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (рассказы, стихи и другие), реагировать вербально и невербально на их содержание;

выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи;

осуществлять диалогическое общение из трех - четырех реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения;

сочинять устные высказывания о себе и окружающей действительности, монологическое сообщение из четырех - пяти предложений;

кратко излагать содержание прочитанного и услышанного текста, используя речевые средства телеутского языка;

владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);

задавать вопрос, начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие;

соблюдать орфоэпические нормы, а также правильную интонацию;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей для третьеклассника;

читать предложения с соблюдением пауз и интонации;

читать про себя с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития обучающегося;

выразительно читать небольшие учебные тексты, диалоги, стихотворения, рассказы из учебника, в том числе наизусть;

осуществлять выборочное чтение с целью нахождения необходимой информации, заданной в тексте, обобщения содержащейся в тексте информации;

правильно списывать печатный текст; находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать заданную часть текста (23 - 25 слов);

писать слова, предложения, тексты под диктовку учителя с соблюдением правил переноса слова, орфографических и пунктуационных правил: словарный (7 - 8 слов) и текстовый (9 - 12 слов) диктанты;

выполнять письменные задания в учебнике (писать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова и другие);

создавать небольшие собственные тексты повествовательного и описательного характера (сочинения) из четырех - пяти предложений по доступной тематике;

писать краткий ответ на вопрос к прочитанному тексту;

переводить слова, предложения, тексты с родного (телеутского) языка на русский язык и наоборот.

71.10.6. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

соблюдать нормы произношения: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных;

соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

использовать алфавит телеутского языка при работе с учебником, со словарями и справочниками;

применять правила правописания (правописание частей речи с аффиксами);

правильно интонировать в процессе говорения и чтения;

использовать в речи слова, отражающие обычаи и традиции телеутов, устойчивые словосочетания, фразы, реплики-клише, отражающие культуру телеутского народа, слова, заимствованные из русского языка;

уточнять значение слова по контексту;

активизировать лексику телеутского языка в соответствии с коммуникативной задачей;

находить однокоренные (родственные) слова;

выделять в словах корень;

соблюдать правила прибавления аффиксов для получения множественного числа у имен существительных;

образовывать относительные имена прилагательные с помощью аффиксов;

образовывать из имен существительных прилагательные с помощью аффиксов;

образовывать имена существительные, указывающие на принадлежность предмета;

определять лексические и грамматические признаки имени существительного;

определять увеличительную и уменьшительную формы имен существительных;

находить собственные и нарицательные имена существительные;

определять число имен существительных (единственное и множественное число);

определять род имени существительного (мужской и женский род);

называть признаки предметов (размер, цвет, форма, вкус); находить качественные и относительные имена прилагательные;

находить глаголы будущего и прошедшего времени, глаголы в повелительной форме;

определять единственное и множественное число глаголов;

находить указательные и возвратные местоимения;

находить количественные, порядковые имена числительные;

находить междометия;

находить антонимы (слова, противоположные по смыслу приведенным словам);

различать словосочетания и предложения, осознавать их сходства и различия;

определять типы предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное и звательное предложения; утвердительные и отрицательные предложения;

находить в предложении главные и второстепенные члены;

распознавать связь между сказуемым и подлежащим в словосочетании и предложении;

понимать особенности предложений с однородными членами, распространенных и нераспространенных, простых и сложных, с прямой речью и обращением;

применять правила правописания: правописание глаголов настоящего времени; правописание частей речи с аффиксами; правописание сложных слов и другие; правописание окончаний слов; правописание предложений с однородными словами, с прямой речью;

уточнять правописание слов по словарю;

исправлять ошибки в тексте (в своем, заданном);

правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак; в предложениях с однородными членами, с обращением;

различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения телеутского языка, мини-тексты;

различать на слух интонацию и эмоциональную окраску речевых фраз;

понимать обращенные устные высказывания на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций;

понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;

понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и другие) и реагировать вербально и невербально на их содержание;

полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом обучающимся языковом материале;

выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи;

осуществлять диалогическое общение из четырех - пяти реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения;

придумывать устные высказывания о себе и окружающей действительности, монологическое сообщение из пяти - шести предложений;

кратко излагать содержание прочитанного и услышанного текста, используя речевые средства телеутского языка;

владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);

владеть умениями задавать вопрос, начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и тому подобное;

соблюдать орфоэпические нормы, правильную интонацию;

придумывать элементарные связные высказывания о себе и окружающей действительности, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к информации или предмету высказывания;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей для четвероклассника;

читать предложения с соблюдением пауз и интонации;

читать про себя с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития и обученности обучающегося;

выразительно читать небольшие учебные тексты, диалоги, стихотворения, рассказы из учебника;

осуществлять выборочное чтение с целью нахождения необходимой информации, заданной в тексте, обобщения содержащейся в тексте информации;

выражать собственное мнение, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;

правильно списывать печатный текст объемом 25 - 30 слов, находить границы предложения, делить текст на части;

писать слова, предложения под диктовку учителя с соблюдением правил переноса слова, орфографических и пунктуационных правил: словарный (8 - 9 слов) и текстовый (12 - 15 слов) диктанты;

выполнять письменные задания в учебнике (придумывать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова, озаглавливать текст и другие);

создавать небольшие собственные тексты повествовательного и описательного характера (сочинения) из 5 - 6 предложений по доступной тематике;

в письменной форме кратко, развернуто отвечать на вопросы к тексту; готовить выписки из текста, упражнения;

использовать телеутско-русского словаря при работе с текстом; распознавать признаки текстов разных типов;

переводить слова, словосочетания, предложения, тексты с телеутского языка на русский язык и наоборот.