146.9. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (хантыйском) языке на уровне начального общего образования

146.9. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (хантыйском) языке на уровне начального общего образования.

146.9.1. В результате изучения литературного чтения на родном (хантыйском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (хантыйском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений).

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами хантыйской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

146.9.2. В результате изучения литературного чтения на родном (хантыйском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

146.9.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

146.9.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

146.9.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

146.9.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

146.9.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

146.9.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

146.9.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (хантыйском) языке с использованием предложенного образца.

146.9.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (хантыйском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

читать вслух (владеть техникой слогового плавного, осознанного и правильного чтения вслух с учетом индивидуальных возможностей, с переходом на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов), осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

отвечать на вопросы в устной форме;

определять (с помощью учителя) тему и главную мысль прочитанного или прослушанного текста;

характеризовать литературного героя;

различать отдельные жанры фольклора (загадка, сказка) и художественной литературы (рассказы, стихотворения);

анализировать иллюстрации и соотносить их сюжет соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженной в тексте.

146.9.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (хантыйском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями, ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием;

совершенствовать в процессе чтения произведений читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;

пересказывать произведение;

понимать смысл прочитанных произведений или воспринятых на слух;

характеризовать литературного героя, давать оценку его поступкам;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

определять смыслы малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок);

выделять особенности произведения по жанру, определять особенности сказок о животных и волшебной сказки, различать сказку и рассказ;

читать художественное произведение по ролям;

читать наизусть не менее 3 стихотворений разных авторов (по выбору);

определять сюжет, тему, главную мысль произведения, характеризовать персонажей;

делить текст на смысловые части;

писать короткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям;

владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг чтения;

соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства.

146.9.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (хантыйском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания с соблюдением норм хантыйского литературного языка;

составлять план текста (вопросный, номинативный); пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

находить и различать средства художественной выразительности (олицетворение) в произведениях устного народного творчества и в авторской литературе;

характеризовать героев произведения: давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

придумывать продолжение прочитанного произведения, сочинять произведения по аналогии с прочитанным;

читать наизусть не менее 4 стихотворений разных авторов (по выбору);

читать по ролям с соблюдением норм произношения;

пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов;

осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений хантыйской литературы;

пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.

146.9.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (хантыйском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

читать про себя (используя технику автоматизированного чтения) и вслух группами слов с соблюдением орфоэпических и интонационных норм;

иметь представление о содержании изученных литературных произведений, указывать их авторов и названия;

делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа;

пересказывать текст кратко и подробно;

определять тему и главную мысль произведения;

читать наизусть не менее 5 стихотворений разных авторов;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного;

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрации);

выполнять проектные задания с использованием различных источников и способов переработки информации.