105.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (балкарском) языке на уровне начального общего образования

105.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (балкарском) языке на уровне начального общего образования.

105.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (балкарском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (балкарском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений).

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами балкарской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

105.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (балкарском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

105.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

105.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

105.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

105.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

105.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

105.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

105.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (балкарском) языке с использованием предложенного образца.

105.10.3. Предметные результаты литературного чтения на родном (балкарском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

читать вслух по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

воспринимать на слух тексты на балкарском языке;

понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух и прочитанных самостоятельно;

отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения;

определять последовательность событий в тексте;

целенаправленно пополнять активный словарный запас;

выразительно читать художественный текст, отличать прозаическое произведение от стихотворного;

различать художественные и дидактические тексты;

различать малые жанры фольклора: пословицу, загадку, считалку, поговорку, игровую песню, народную песню;

определять тему и основную мысль произведения;

определять по интонации настроение героя произведения;

определять по интонации отношение автора к герою произведения;

читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям;

анализировать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста, с основной мыслью, чувством или переживанием, выраженными в тексте;

подготавливать проектную работу по национальным играм.

105.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (балкарском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и смыслового чтения;

строить короткое монологическое высказывание, кратко или развернуто отвечать на вопрос учителя;

дополнять ответ собеседника (учителя, одноклассника) новым содержанием;

работать в паре или малой группе над элементарным анализом прочитанного произведения;

пополнять активный словарный запас;

определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

характеризовать героев произведения и оценивать их поступки;

выделять части текста по предложенному плану;

моделировать свою речь по типу сказки;

наблюдать за развитием сюжета в произведении;

выявлять авторское отношение к персонажам и их поступкам;

называть имена 2 - 3 классиков балкарской литературы;

называть имена современных балкарских детских писателей, поэтов;

иметь представление о названии изученных произведений, кратко пересказывать их содержание;

читать наизусть 5 - 6 несложных стихотворений разных авторов (по выбору);

различать сказки о животных и волшебные, определять их особенности;

различать сказку и рассказ;

составлять характеристики персонажей по их портрету, характеру и речи;

определять прямое или переносное значение слова;

находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка;

выделять сюжетную линию в рассказе;

определять замысел сказки;

устанавливать связь сказок и пословиц;

узнавать и отличать народные сказки от авторских;

определять особенности балкарских народных сказок;

осознанно выбирать интонацию и темп чтения, при чтении выполнять необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

творчески, с соответствующей интонацией, пересказывать содержание прочитанного или прослушанного текста, рассказывать сказки;

составлять текст по предложенному плану;

составлять словесные картины с элементами описания;

читать художественное произведение по ролям;

иллюстрировать понравившиеся сюжетные линии знакомых произведений;

выполнять проектную работу по временам года.

105.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (балкарском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;

давать развернутые, обоснованные ответы на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;

составлять самостоятельно вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;

выявлять в тексте особенности балкарского речевого этикета;

называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений, перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание текстов;

составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать его связность и логичность;

слушать высказывания собеседника, отвечать на его вопросы, аргументировать свою точку зрения;

находить в прочитанном тексте нужную информацию;

читать наизусть 2 - 3 стихотворения разных авторов (по выбору);

делить тексты на части и озаглавливать каждую часть;

выделять рифмы и определять ритм стихотворения;

различать жанры прочитанных художественных текстов, выявлять особенности произведений разных жанров;

выявлять особенности сказок: о животных, волшебных, бытовых;

различать пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, колыбельные песни;

сравнивать характеры героев разных произведений;

инсценировать фрагменты прозаических текстов;

создавать устные и письменные небольшие высказывания на основе прочитанного или услышанного художественного текста;

выполнять проектные работы.

105.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (балкарском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

составлять план текста и использовать его для пересказа;

устанавливать причинно-следственные связи в художественном тексте;

воспроизводить текст с использованием ключевых слов;

иметь представление о содержании основных литературных произведений, изученных в рамках программы, их авторов;

уместно и уверенно использовать в речи средства балкарского речевого этикета;

самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения различных задач (чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения на определенную тему);

общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения других обучающихся;

рассказывать кратко о знаменитых балкарских писателях;

читать наизусть 3 - 4 стихотворения разных авторов (по выбору);

самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники);

использовать изученные средства выразительности языка при характеристике героев, персонажей;

выделять в тексте эпизоды, сопоставлять их;

в ходе групповой работы инсценировать отдельные произведения с помощью выразительных средств - мимики, жестов, интонации;

создавать собственные небольшие сочинения на заданную тему и делиться личными впечатлениями о прочитанном;

выполнять проектные работы.