31.9. Содержание обучения в 4 классе

31.9. Содержание обучения в 4 классе.

31.9.1. Общие сведения о языке. Осознание многообразия языков и культур на территории Российской Федерации, осознание языка как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Башкирский язык - государственный язык Республики Башкортостан. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.

31.9.2. Фонетика и графика.

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звуко-буквенный разбор слова.

31.9.3 Орфоэпия.

Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков. Использование орфоэпических словарей башкирского языка при определении правильного произношения слов.

31.9.4. Лексика.

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).

31.9.5. Состав слова (морфемика).

Основа слова. Окончания, изменяющие слово. Окончания, образующие новые слова; схема состава слова; соотнесение состава слова с представленной схемой.

31.9.6. Морфология.

Части речи самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Склонение имен существительных. Аффиксы принадлежности. Грамматические признаки имен существительных: склонение, число, падеж (закрепление).

Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных (основная, сравнительная, превосходная, уменьшительная) (повторение). Морфологический разбор имен прилагательных (закрепление).

Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1 и 3 лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Вопросительные местоимения. Местоимения образа действия, времени и места (ознакомительно).

00000108.png

31.9.7. Синтаксис.

Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); распространенные и нераспространенные предложения (повторение изученного).

Второстепенные члены предложения. Определение обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы "какой?", "который?", "чей?". Дополнение - обозначает предмет и отвечает на вопросы всех падежей, кроме именительного. Обстоятельство обозначает как, когда и где совершается действие и поясняет сказуемое.

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

Простое и сложное предложение (ознакомление). Синтаксический разбор простого предложения.

31.9.8. Орфография и пунктуация.

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение); знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение); каллиграфические требования к письму.

31.9.9. Развитие речи.

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другие); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Создание небольших устных и письменных текстов (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (записки, объявления, отзыва, классной стенгазеты, сборника творческих работ и другие). Подробный (устно и письменно) и выборочный (устно) пересказ текста. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Уточнение значения слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включенных в федеральный перечень.

31.9.10. Тематические блоки.

31.9.10.1. "Мин 00000109.png" ("Я изучаю башкирский язык").

Изучение башкирского языка посредством просмотра мультфильма "Колыбельная" (серия 4). Запись новых слов.

31.9.10.2. "Танышыу" ("Знакомство").

Реплика "Всем желаю доброго дня!". Волшебное слово. Факиха Тугузбаева - народная поэтесса Башкортостана. Самый счастливый день!

31.9.10.3. "00000110.png" ("Моя школа").

Реплики: "Какой был мой первый день в школе?", "Вот и настал сентябрь!". Знания - это клад. О чем говорят часы? Школьный двор. Мы любим трудиться!

31.9.10.4. "Мин 00000111.png" ("Я и моя семья").

Секреты башкирских имен. Вырасту здоровым! Мое любимое занятие.

31.9.10.5. "Мин 00000112.png" ("Я и мои друзья").

Любимые сказки. Любим театр, музей и кино.

31.9.10.6. "00000113.png республикам" ("Моя республика").

Что такое Отечество? Звучит курай. Заповедник "Шульганташ". Санаторий Янгантау. Города республики.

31.9.10.7. "Мине уратып 00000114.png донъя" ("Мир вокруг меня").

Природа - наш дом. Времена года. Какие газеты читаешь? Нравятся ли передачи башкирского телевидения "Башкирское спутниковое телевидение" и радиоканала "Юлдаш"?

31.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку на уровне начального общего образования.

31.10.1. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (башкирского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (башкирского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (башкирского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (башкирского) языка).

31.10.2. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

31.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (башкирского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

31.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

31.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

31.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

31.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

31.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

31.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.

31.10.3. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать слово и предложение; выделять слова из предложений;

00000115.png

00000116.png

00000117.png

различать обозначение при письме твердости согласных звуков буквами башкирского языка а, о, у, ы;

00000118.png

00000119.png

выделять звуки из слова;

различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й'] и гласный звук [и]);

различать гласные звуки: мягкие и твердые;

различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

различать понятия "звук" и "буква";

работать со слоговыми таблицами и слогами-слияниями;

определять количество слогов в слове;

делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных);

читать целыми словами вслух и про себя;

читать слова, предложения, тексты осознанно, правильно, в темпе и выразительно;

обозначать при письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я;

00000120.png

иметь представления о правописании букв ю, я, ё в начале слов (так же, как в словах, заимствованных из русского языка: 00000121.png, ёлка);

правильно обозначать звук [йэ] буквой е в начале, в середине и в конце слова, несмотря на то что в середине и в конце слова слышится звук э, пишется е: ер [йэр], кеше [кэшэ], етмеш [йэтмэш];

правильно называть буквы башкирского алфавита; использовать знание последовательности букв башкирского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

выполнять начертание письменных прописных и строчных букв башкирского языка;

писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;

иметь представления о приемах и последовательности правильного списывания текста;

понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа "согласный и гласный");

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 25 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3 - 5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

понимать прослушанный текст;

читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

составлять предложение из набора предложенных слов;

восстанавливать деформированные предложения;

устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;

воспринимать и понимать слова, предложения и текст на башкирском языке при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух;

воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа;

использовать алфавит для упорядочения списка слов;

переводить слова с русского языка на башкирский язык для восприятия их звучания и понимания смысла;

определять сходства и различия слова и предложения;

устанавливать связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов;

восстанавливать деформированные предложения;

определять цель общения, с кем и где происходит общение;

участвовать в ситуациях устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи);

соблюдать нормы речевого этикета башкир в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

31.10.4. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

осознавать язык как основное средство общения людей разных национальностей и явление национальной культуры народов;

наблюдать, сравнивать и анализировать звуки, буквы, слова, предложения на башкирском и русском языках;

характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: гласный и согласный; гласные: мягкие и твердые; согласный парный - непарный по твердости - мягкости; согласный парный - непарный по звонкости - глухости;

00000122.png

произносить букву В в словах, заимствованных из русского языка как звук [в], в словах на башкирском языке как звук [w] в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка;

определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я;

использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного);

правильно ставить ударение в башкирском языке: на последнем слоге слова, на слое перед частицей отрицания -ма, 00000123.png; на первом слоге в вопросительных местоимениях;

выявлять слова, значение которых требует уточнения с помощью толкового словаря;

различать синонимы, антонимы (на элементарном уровне);

находить однокоренные (родственные) слова;

выделять в слове корень (простые случаи);

ыделять в слове окончание;

выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значение и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);

различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

изменять слова с помощью окончаний;

распознавать слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?";

задавать вопрос "кто?" при назывании людей;

различать имена собственные и нарицательные;

изменять имена существительные по числам (в рамках изученных слов);

распознавать слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?", "что делали?";

изменять изученные глаголы по лицам и числам (по предложенному алгоритму);

образовать отрицательную форму глагола с помощью частиц -ма, 00000124.png;

распознавать глагол с отрицательным значением;

распознавать слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?";

распознавать слова, отвечающие на вопросы "сколько?", "который, какой?";

различать простые и сложные числительные;

ставить логическое ударение, выделяя в устной речи одного из слов предложения;

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам;

применять изученные правила правописания (чередование парных звонких и глухих согласных в корне слова; прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; слитное написание словообразующих окончаний с именами существительными, разделительный ь и ъ, слитное написание аффикса отрицания -ма, 00000125.png; перенос слов со строки на строку);

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 50 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 45 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

пользоваться толковым, орфографическим словарями учебника; строить устное диалогическое и монологическое высказывания (2 - 4 предложения на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

использовать для перевода русско-башкирский словарь учебника;

определять значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря;

формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1 - 2 предложения);

составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

определять типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление);

определять последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли; тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

определять последовательность частей текста (абзацев);

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;

выразительно читать текст вслух с соблюдением правильной интонации;

составлять устный рассказ по репродукции картины и по личным наблюдениям и вопросам;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

писать подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов с использованием вопросов;

писать записку, поздравление и поздравительную открытку;

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие);

вести диалог с соблюдением норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы;

составлять устный рассказ по репродукции картины, по личным наблюдениям и вопросам.

31.10.5. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

осознавать язык как отражение жизни, традиций, обычаев людей, проводя лингвистическое мини-исследование путем сравнения иллюстраций к русским и башкирским сказкам;

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки башкирского языка вне слова и в слове по заданным параметрам;

производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрипции);

определять функцию разделительных мягкого и твердого знаков в словах;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я в словах с разделительными ь, ъ;

правильно использовать буквы у, 00000126.png между гласными звуками и в конце слова;

использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;

выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи и устаревшим словам;

распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи);

определять значение слова в тексте;

выделять в словах корень (простые случаи);

выделять в слове окончание как изменяемая часть слова;

распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имен существительных: число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные;

различать падежные окончания имен существительных;

различать имена существительные одушевленные и неодушевленные;

производить морфологический разбор имен существительных;

распознавать имена прилагательные; определять качественные и относительные прилагательные (без терминов), степени сравнения имен прилагательных;

производить морфологический разбор имен прилагательных;

различать глаголы; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число и категорию отрицания;

ставить вопросы к глаголу настоящего и прошедшего времени в единственном числе;

задавать вопросы к глаголу настоящего и прошедшего времени во множественном числе;

изменять по лицам и числам отрицательную форму глагола;

производить морфологический разбор глагола;

распознавать личные местоимения (в начальной форме); определять падеж и число личных местоимений;

производить морфологический разбор личных местоимений;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

распознавать имя числительное; определять количественные и порядковые числительные и их падежи и ставить вопросы;

ставить вопросы к падежам числительного;

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

наблюдать за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов;

00000127.png

находить в предложении слова-обращения;

находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам;

правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

использовать орфографический словарь для определения (уточнения) написания слова;

анализировать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1 - 2 предложения);

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3 - 5 предложений на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

писать сообщения, отзывы, небольшие сочинения, объявления;

определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов: 00000128.png;

определять ключевые слова в тексте;

определять тему и основную мысль текста (закрепление);

озаглавливать текст;

выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью толкового словаря;

ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и без союзов; запятую после слова-обращения.

31.10.6. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

изучать, сравнивать информацию на разных языках, используя возможности электронных образовательных ресурсов, для ознакомления с духовно-нравственными ценностями народов нашей страны;

иметь представления о различных методах познания языка - наблюдении, анализе, лингвистическом эксперименте, мини-исследовании, проекте;

осознавать роль башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан;

осознавать устную и письменную речь как важный показатель общей культуры человека;

давать характеристику, сравнение, классификацию звукам вне слова и в слове по заданным параметрам;

соблюдать нормы произношения звуков и сочетаний звуков башкирского языка;

использовать орфоэпические словари башкирского языка при определении правильного произношения слов;

использовать в речи синонимы, антонимы, устаревшие слова (простые случаи);

наблюдать за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи);

проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

определять основу слова, окончания, изменяющие слова;

образовывать новые слова с помощью окончаний;

проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

определять грамматические признаки имен существительных: склонение, число, падеж;

проводить разбор имени существительного как части речи;

определять грамматические признаки имен прилагательных: образование прилагательных с помощью словообразующих окончаний, разряды (качественные, относительные) прилагательных; степени сравнения прилагательных;

находить неопределенную форму глагола;

различать изъявительное и повелительное наклонения глагола;

00000129.png

00000130.png

определять вопросы 1, 2, 3 лица глагола в единственном и множественном числах;

определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени);

изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);

проводить разбор глагола как части речи;

определять синтаксическую функцию числительных;

проводить морфологический разбор имен числительных;

находить наречие, определять значение, ставить вопросы, объяснять употребление в речи;

различать союзы в простых и сложных предложениях;

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

различать вопросительные местоимения; местоимения образа действия, времени и места;

различать предложение, словосочетание и слово;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

различать второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство путем постановки вопросов к главным членам предложения и обозначаемых ими значений;

распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;

разграничивать простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);

составлять простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);

производить синтаксический разбор простого предложения;

находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам;

писать с соблюдением каллиграфических требований (с графически правильным начертанием букв, четко и достаточно быстрым выполнением письма);

правильно списывать тексты объемом не более 85 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать языковые средства в ситуации общения;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (4 - 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (сообщение, отзыв, сборник творческих работ, классная стенгазета);

определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли;

корректировать порядок предложений и частей текста;

осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

работать с текстом; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включенных в федеральный перечень;

ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых; в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).