28.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (балкарскому) языку на уровне начального общего образования
28.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (балкарскому) языку на уровне начального общего образования.
28.10.1. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (балкарского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (балкарского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (балкарского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (балкарского) языка).
28.10.2. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
28.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (балкарского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
28.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
28.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
28.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
28.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
28.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
28.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
28.10.3. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь;
различать гласные и согласные звуки;
правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
правильно произносить специфические звуки балкарского языка ([], [ю], [у], [къ], [гъ], [нг], [ж]);
определять количество и последовательность звуков в слове;
составлять звуковые модели слов;
проводить слого-звуковой разбор слова;
узнавать и называть все буквы балкарского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
переносить слова со строки на строку;
различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;
правильно писать прописные и строчные буквы;
различать слово и предложение;
составлять предложение из набора слов;
интонировать различные по эмоциональной окраске предложения;
употреблять при письме изученные правила орфографии;
выполнять основные гигиенические требования при письме;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
учитывать при письме небуквенные графические средства - пробел между словами, знак переноса, абзац.
28.10.4. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
давать характеристику гласным и согласным звукам (в объеме изученного материала);
определять в слове балкарские специфические гласные и согласные звуки;
различать йотированные буквы "я", "ю", "е", "е" в балкарском языке;
сопоставлять и различать функции букв с компонентом "ь", "ъ";
соотносить и сравнивать написание, произношение и значение слов с удвоенными согласными;
различать слово и слог, звук и букву;
сопоставлять количество гласных звуков и количество слогов в слове;
наблюдать за ролью ударения в слове, осознавать его значимость в речи;
выделять корень слова (простые случаи), различать группы родственных (однокоренных) слов, подбирать родственные слова к предложенному слову;
различать родственные (однокоренные) слова и формы одного и того же слова;
находить грамматические группы слов (части речи - существительное, прилагательное, глагол) по обобщенному лексическому значению и вопросам, на которые они отвечают;
различать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы;
классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов);
соблюдать орфоэпические нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и справочниках);
составлять небольшие высказывания на заданную тему (после предварительной подготовки), а также по рисунку (после анализа его содержания), вопросам и ключевым словам;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений, анализировать тексты с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст;
определять границы предложения, уместно использовать знак конца предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки);
распознавать по вопросам и выделять в предложении главные члены;
осознавать признаки текста как более объемного высказывания (несколько предложений, объединенных одной темой и связанных друг с другом);
каллиграфически и орфографически правильно списывать тексты, представленные как в печатном, так и в рукописном виде;
вступать в диалог на родном языке, используя формулы вежливости, свойственные балкарской речевой культуре.
28.10.5. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
делить текст на смысловые части и озаглавливать их, распознавать типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове (по заданным параметрам);
определять лексическое значение слова;
различать прямое и переносное значение слова;
выделять однозначные и многозначные слова;
определять близкие и противоположные по значению слова;
выделять в словах корень, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать словообразовательные и словоизменительные аффиксы (без терминологии);
определять особенности правописания падежных аффиксов существительных и словообразовательных аффиксов прилагательных, аффиксов глаголов;
различать сложные слова, находить в них корни;
разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать имена существительные, определять грамматические признаки существительного (число и падеж), склонять существительные и изменять по числам;
распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки прилагательных (число и падеж), склонять прилагательные и изменять по числам, согласовывать прилагательные с существительными;
распознавать имя числительное по значению и по вопросам, объяснять значение имен числительных в речи, различать количественные и порядковые числительные, объяснять особенности образования порядковых числительных;
распознавать глаголы, определять их грамматические признаки (время, число, лицо);
различать формы настоящего, прошедшего и будущего времен глагола;
распознавать наиболее употребительные союзы и послелоги;
различать словосочетание и предложение;
различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные);
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
распространять предложение второстепенными членами;
расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
иметь представления об особенностях простых предложений, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
безошибочно списывать текст объемом 65 - 70 слов;
писать под диктовку текст объемом 55 - 60 слов с учетом изученных правил правописания.
28.10.6. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит), выбирать языковые и неязыковые средства (жесты и мимика во время чтения и в процессе коммуникации);
соблюдать нормы балкарского литературного языка в собственной речи (в объеме изученного) и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников, в том числе при общении с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ);
корректировать порядок предложений в тексте и частей текста, составлять развернутый план к заданному тексту;
создавать небольшие тексты для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
использовать при письме изученные пунктуационные знаки;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту или уточнять в толковом словаре, подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
различать изменяемые и неизменяемые слова, разграничивать однокоренные слова и формы слова;
определять состав слов с однозначно выделяемыми морфемами (корень, аффикс), соотносить состав слова с представленной схемой;
определять синтаксические функции существительных и прилагательных;
образовывать имена прилагательные от существительных;
определять грамматические признаки числительных, выявлять особенности образования порядковых числительных;
определять грамматические признаки личных местоимений в начальной форме (лицо, число);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
находить неопределенную форму глагола;
спрягать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах, определять синтаксическую функцию глагола;
выделять наречия как часть речи, определять семантические разряды наречий, понимать их роль и значение в речи;
устанавливать принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков (в объеме изученного);
выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
распознавать предложения с однородными членами;
определять по заголовку содержание текста;
выделять части текста и обосновывать правильность их выделения;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки в собственном тексте и в тексте, предложенном для контроля (в объеме изученного);
безошибочно списывать текст объемом 80 - 90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75 - 80 слов (с учетом изученных правил правописания).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей