28.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (балкарскому) языку на уровне начального общего образования

28.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (балкарскому) языку на уровне начального общего образования.

28.10.1. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (балкарского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (балкарского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (балкарского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (балкарского) языка).

28.10.2. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

28.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (балкарского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

28.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

28.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

28.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

28.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

28.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

28.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.

28.10.3. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать устную и письменную речь;

различать звук и букву;

различать гласные и согласные звуки;

правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

правильно произносить специфические звуки балкарского языка ([00000027.wmz], [ю], [у], [къ], [гъ], [нг], [ж]);

определять количество и последовательность звуков в слове;

составлять звуковые модели слов;

делить слова на слоги;

проводить слого-звуковой разбор слова;

узнавать и называть все буквы балкарского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;

переносить слова со строки на строку;

различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;

правильно писать прописные и строчные буквы;

различать слово и предложение;

составлять предложение из набора слов;

интонировать различные по эмоциональной окраске предложения;

употреблять при письме изученные правила орфографии;

выполнять основные гигиенические требования при письме;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

учитывать при письме небуквенные графические средства - пробел между словами, знак переноса, абзац.

28.10.4. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

давать характеристику гласным и согласным звукам (в объеме изученного материала);

определять в слове балкарские специфические гласные и согласные звуки;

различать йотированные буквы "я", "ю", "е", "е" в балкарском языке;

сопоставлять и различать функции букв с компонентом "ь", "ъ";

соотносить и сравнивать написание, произношение и значение слов с удвоенными согласными;

различать слово и слог, звук и букву;

сопоставлять количество гласных звуков и количество слогов в слове;

наблюдать за ролью ударения в слове, осознавать его значимость в речи;

выделять корень слова (простые случаи), различать группы родственных (однокоренных) слов, подбирать родственные слова к предложенному слову;

различать родственные (однокоренные) слова и формы одного и того же слова;

находить грамматические группы слов (части речи - существительное, прилагательное, глагол) по обобщенному лексическому значению и вопросам, на которые они отвечают;

различать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы;

классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов);

соблюдать орфоэпические нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);

использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и справочниках);

составлять небольшие высказывания на заданную тему (после предварительной подготовки), а также по рисунку (после анализа его содержания), вопросам и ключевым словам;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений, анализировать тексты с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

определять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст;

определять границы предложения, уместно использовать знак конца предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки);

распознавать по вопросам и выделять в предложении главные члены;

осознавать признаки текста как более объемного высказывания (несколько предложений, объединенных одной темой и связанных друг с другом);

каллиграфически и орфографически правильно списывать тексты, представленные как в печатном, так и в рукописном виде;

вступать в диалог на родном языке, используя формулы вежливости, свойственные балкарской речевой культуре.

28.10.5. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

делить текст на смысловые части и озаглавливать их, распознавать типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове (по заданным параметрам);

определять лексическое значение слова;

различать прямое и переносное значение слова;

выделять однозначные и многозначные слова;

определять близкие и противоположные по значению слова;

выделять в словах корень, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

различать словообразовательные и словоизменительные аффиксы (без терминологии);

определять особенности правописания падежных аффиксов существительных и словообразовательных аффиксов прилагательных, аффиксов глаголов;

различать сложные слова, находить в них корни;

разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать имена существительные, определять грамматические признаки существительного (число и падеж), склонять существительные и изменять по числам;

распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки прилагательных (число и падеж), склонять прилагательные и изменять по числам, согласовывать прилагательные с существительными;

распознавать имя числительное по значению и по вопросам, объяснять значение имен числительных в речи, различать количественные и порядковые числительные, объяснять особенности образования порядковых числительных;

распознавать глаголы, определять их грамматические признаки (время, число, лицо);

различать формы настоящего, прошедшего и будущего времен глагола;

распознавать наиболее употребительные союзы и послелоги;

различать словосочетание и предложение;

различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные);

находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

распространять предложение второстепенными членами;

расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

иметь представления об особенностях простых предложений, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

производить элементарный синтаксический разбор предложения;

безошибочно списывать текст объемом 65 - 70 слов;

писать под диктовку текст объемом 55 - 60 слов с учетом изученных правил правописания.

28.10.6. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит), выбирать языковые и неязыковые средства (жесты и мимика во время чтения и в процессе коммуникации);

соблюдать нормы балкарского литературного языка в собственной речи (в объеме изученного) и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников, в том числе при общении с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ);

корректировать порядок предложений в тексте и частей текста, составлять развернутый план к заданному тексту;

создавать небольшие тексты для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);

использовать при письме изученные пунктуационные знаки;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту или уточнять в толковом словаре, подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

различать изменяемые и неизменяемые слова, разграничивать однокоренные слова и формы слова;

определять состав слов с однозначно выделяемыми морфемами (корень, аффикс), соотносить состав слова с представленной схемой;

определять синтаксические функции существительных и прилагательных;

образовывать имена прилагательные от существительных;

определять грамматические признаки числительных, выявлять особенности образования порядковых числительных;

определять грамматические признаки личных местоимений в начальной форме (лицо, число);

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

находить неопределенную форму глагола;

спрягать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах, определять синтаксическую функцию глагола;

выделять наречия как часть речи, определять семантические разряды наречий, понимать их роль и значение в речи;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков (в объеме изученного);

выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения;

устанавливать связь слов в предложении;

распознавать предложения с однородными членами;

определять по заголовку содержание текста;

выделять части текста и обосновывать правильность их выделения;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки в собственном тексте и в тексте, предложенном для контроля (в объеме изученного);

безошибочно списывать текст объемом 80 - 90 слов;

писать под диктовку тексты объемом 75 - 80 слов (с учетом изученных правил правописания).