54.8. Содержание обучения в 3 классе

54.8. Содержание обучения в 3 классе.

54.8.1. Общие сведения о языке.

Марийский язык как государственный язык Республики Марий Эл. Право каждого гражданина страны на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Государственные языки Республики Марий Эл - марийский (горный и луговой) и русский. Национально-исторические особенности развития республики, ее национальный состав. Кириллица как основа марийского алфавита.

54.8.2. Система языка.

54.8.2.1. Фонетика и графика.

Звуки и буквы. Характеристика звуков (повторение). Ударные и безударные слоги. Использование алфавита при работе со словарями.

54.8.2.2. Орфоэпия.

Нормы произношения слов в марийском языке. Соблюдение ударения в словах. Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

54.8.2.3. Лексика.

Лексическое значение слова (повторение). Синонимы и антонимы. Подбор синонимов и антонимов к заданным словам. Уместное использование синонимов и антонимов в речи.

Слова с прямым и переносным значением. Уместное использование слов с прямым и переносным значением в речи. Наблюдение за их использованием в тексте.

54.8.2.4. Морфемика.

Состав слова. Корень слова. Окончание. Постфикс -аш. Приставка. Разбор слова по составу (простые случаи).

Представление о значении суффиксов и постфиксов.

Однокоренные слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Суффиксы множественного числа -влак, -шамыч, -ла.

54.8.2.5. Морфология.

Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Начальная форма существительного. Падежи, склонение имен существительных. Сравнение падежей в русском и марийском языках. Слова, обозначающие людей, животных, одушевленные предметы (могут иметь формы только первых четырех падежей: именительный, родительный, дательный, винительный). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Синтаксическая роль существительного.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Связь с именем существительным. Синтаксическая роль прилагательного. Сравнительная степень имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного чисел. Склонение личных местоимений. Использование личных местоимений для устранения повторов в тексте.

Глагол. Общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Число глагола. Время глагола. Изменение глаголов по числам и временам (настоящее-будущее, прошедшие времена). Синтаксическая роль глагола. Однокоренные глаголы.

Послелог. Послелог как часть речи. Отличие послелога от предлогов в русском языке. Использование послелогов в речи. Послелоги марийского языка (деке, гыч, гай, гоч, дене, нерген). Употребление послелогов с существительными в именительном падеже, с местоимениями в родительном падеже. Послелог 00001068.wmz (из-за), управляющий существительным в дательном падеже. Расположения послелогов после слов, выражающих их грамматические отношения.

54.8.2.6. Синтаксис.

Предложение. Словосочетание. Связь между словами. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Однородные члены предложения.

54.8.2.7. Орфография и пунктуация.

Правописание гласных букв в конце слова. Правописание имен существительных при склонении.

54.8.3. Развитие речи.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие.

Диалог. Монолог. Практическое освоение диалогической и монологической форм речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание).

Работа с текстом: составление плана текста, написание текста по заданному плану. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Изложение повествовательного текста по составленному плану.