89.6. Содержание обучения в 1 классе

89.6. Содержание обучения в 1 классе.

89.6.1. Начальным этапом изучения родного (шорского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (шорский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (шорском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

89.6.1.1. Развитие речи.

Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем.

Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Участие в учебном диалоге, оценивание процесса и результата решения коммуникативной задачи. Составление элементарного диалога на заданные темы и ситуации.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

89.6.1.2. Слово и предложение.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение за значением слова. Слова с близким и противоположным значением.

Роль слова в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Слово и словосочетание.

Различение слова и предложения (на элементарном уровне). Работа с предложением: выделение отдельных слов, изучение порядка слов в предложении. Оформление предложений при письме. Чтение предложений с различной интонацией. Отработка интонационных навыков. Определение количества предложений в тексте.

89.6.1.3. Фонетика.

Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, которые различаются одним или несколькими звуками (00002902.wmz - 00002903.wmz, 00002904.wmz - 00002905.wmz). Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.

Различение согласных и гласных звуков. Специфические звуки шорского языка 00002906.wmz, 00002907.wmz, 00002908.wmz, 00002909.wmz, 00002910.wmz.

Ударение.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слого-звуковой анализ слова.

89.6.1.4. Графика.

Различение звука и буквы. Буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

Знакомство с алфавитом шорского языка как последовательностью букв. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Особые буквы шорского алфавита 00002911.wmz, 00002912.wmz, 00002913.wmz, 00002914.wmz, 00002915.wmz и звуки, которые они обозначают 00002916.wmz. Звуко-буквенный анализ слов.

89.6.1.5. Чтение.

Формирование навыка слогового чтения. Слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося.

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение коротких текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Орфографическое и орфоэпическое чтение слов (без терминов). Проговаривание (орфографическое чтение) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

89.6.1.6. Письмо.

Обучение письму и формирование каллиграфического навыка. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.

Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв.

Понимание функции небуквенных графических средств - пробела между словами и знака переноса.

Письмо под диктовку слов и небольших предложений.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений и текста.

89.6.2. Систематический курс.

89.6.2.1. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография.

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы, их обозначающие. Согласные звуки и буквы, их обозначающие. Специфичные звуки и буквы шорского языка.

Значение букв е, ё, ю, я. Буквы ь и ъ. Буквы, употребляющиеся только в заимствованных словах. Передача звуков [ф], [в], [щ], [х], [ц] в заимствованных из русского языка словах и их обозначение буквами. Слог. Перенос слова. Раздельное написание слов в предложении. Прописная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных, топонимах.

89.6.2.2. Слово (лексика, морфология), предложение (синтаксис).

Слово и слог, слово и предложение. Слово в его основной - номинативной функции. Слова, обозначающие предметы, их признаки и действия (по вопросам). Смысловая связь слов в словосочетании (общее представление) и предложении (по вопросам).

89.6.3. Развитие речи.

Наша речь. Речь устная и письменная: основные отличия. Слово как единица речи. Роль слова в речи. Предложение и текст как единицы речи. Озаглавливание текста. Составление собственного текста. Этикетная лексика.