111.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (долганском) языке на уровне начального общего образования

111.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (долганском) языке на уровне начального общего образования.

111.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (долганском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (долганском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами долганской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

111.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (долганском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

111.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

111.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

111.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

111.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

111.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

111.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

111.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (долганском) языке с использованием предложенного образца.

111.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (долганском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

осознавать значимость чтения фольклорных и литературных произведений на долганском языке для овладения родным языком и обогащения родной речи и познания национальной культуры;

владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объему произведения;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку и осознавать цель чтения;

находить в тексте незнакомые слова и объяснять их значения с использованием словаря и по контексту текста;

понимать содержание прослушанного или прочитанного произведения, отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения с использованием текста, рисунка и предложенного плана;

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

составлять предложение по схеме, связные высказывания по содержанию произведения по заданному алгоритму;

пересказывать устно содержание произведения с использованием ключевых слов, вопросов, рисунков.

111.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (долганском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

читать вслух целые слова без пропусков и перестановок букв и слогов, доступные для восприятия и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, ключевым словам, иллюстрации и осознавать цель чтения;

находить в тексте незнакомые слова и объяснять их значения с использованием словаря и по контексту текста;

переводить слова, предложения с долганского языка на русский язык, с русского языка на долганский язык с использованием словаря (при необходимости);

понимать содержание прослушанного или прочитанного произведения, отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения с использованием текста, рисунка и предложенного плана;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

различать отдельные жанры фольклора (сказки о животных, бытовые и волшебные, пословицы и загадки) и художественной литературы (стихотворения, рассказы, литературные сказки);

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и основную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного текста, соотносить поступки героев с базовыми ценностями (любовь к семье, членам семьи, родине и родному краю, дружба, доброта, взаимопомощь, коллективизм (единство народов), бережное отношение к природе);

описывать характер героя, находить в тексте описание внешности героя, выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, сравнивать героев разных произведений по предложенным критериям;

применять для анализа текста изученные понятия (автор, писатель, литературный герой, герой народной сказки, тема и заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет и олицетворение);

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

читать произведения фольклора и литературы по ролям и принимать участие в их драматизации;

составлять предложение по схеме, связные высказывания по содержанию произведения по заданному алгоритму;

пересказывать кратко и полно содержание произведения с использованием ключевых слов, вопросов, рисунов, предложенного плана;

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, дискуссиях, соблюдая правила речевого этикета, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на доступный источник информации;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения.

111.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (долганском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

осознавать родную литературу как национально-культурную ценность каждого народа России, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и национальных традиций народов России;

находить общее и особенное при сравнении произведений фольклора и литературы народов Российской Федерации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, ключевым словам, иллюстрации и осознавать цель чтения;

находить в тексте незнакомые слова и объяснять их значения с использованием словаря и по контексту текста;

переводить слова, предложения с долганского языка на русский язык, с русского языка на долганский язык с использованием словаря (при необходимости);

совершенствовать в процессе чтения произведений фольклора и литературы читательские умения на долганском языке: читать вслух и про себя с соблюдением орфоэпических норм родного языка;

использовать различные виды смыслового чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое (в соответствии с целью чтения) (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на доступный источник информации;

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

сравнивать, сопоставлять, выполнять элементарный анализ различных текстов, используя изученные литературоведческие понятия;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного текста, соотносить поступки героев с базовыми ценностями (любовь к семье, членам семьи, родине и родному краю, дружба, доброта, взаимопомощь, коллективизм (единство народов), бережное отношение к природе);

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

читать произведения фольклора и литературы по ролям и принимать участие в их драматизации;

составлять предложение по схеме, связные высказывания по содержанию произведения по заданному алгоритму;

находить в текстах средства художественной выразительности (сравнения, олицетворения, эпитеты);

принимать участие в проектной деятельности этнокультурной и краеведческой направленности;

выбирать книги для самостоятельного чтения и рассказывать о прочитанной книге;

использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета (в условиях контролируемого входа) для получения необходимой информации в соответствии с учебной задачей.

111.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (долганском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

понимать место и роль долганского фольклора и долганской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению культурных, нравственных и эстетических ценностей;

совершенствовать в процессе чтения произведений долганской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

находить в тексте незнакомые слова, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение) и объяснять их значения с использованием словаря и по контексту текста;

переводить слова, предложения с долганского языка на русский язык, с русского языка на долганский язык с использованием словаря (при необходимости);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на учебный, художественный и справочный текст;

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (допускается использование составленного плана, ключевых слов, схем);

при анализе художественных текстов формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста, составлять характеристику персонажа, интерпретировать текст - соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять поступки героев, опираясь на содержание текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного текста, соотносить поступки героев с базовыми ценностями (любовь к семье, членам семьи, родине и родному краю, дружба, доброта, взаимопомощь, коллективизм (единство народов), бережное отношение к природе);

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

читать произведения фольклора и литературы по ролям и принимать участие в их драматизации;

составлять предложение по схеме, связные высказывания по содержанию произведения по заданному алгоритму;

принимать участие в проектной деятельности краеведческой и этнокультурной направленности;

работать с краеведческой литературой, детской литературой на родном языке, периодическими изданиями на родном языке.