120.5. Пояснительная записка

120.5. Пояснительная записка.

120.5.1. Программа по литературному чтению на родном (крымскотатарском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Литературное чтение на родном языке является одним из основных учебных предметов начального общего образования, который объединяет два основных направления в обучении - изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений на родном языке. Предмет "Литературное чтение на родном (крымскотатарском) языке" формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию обучающегося, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Литературное чтение на родном языке как учебный предмет начального общего образования имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство обучающихся с доступными для их возраста художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю обучающегося, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависят развитие ребенка и успешность его обучения по предметам этнокультурного компонента.

Обучение литературному чтению на родном языке строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций народа. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Предмет способствует формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений, этики межнационального общения. В процессе изучения предмета закладываются такие базовые национальные ценности, как патриотизм, высокая нравственность, уважительное отношение к старшим, любовь к труду, интерес к знаниям.

Специфика литературного чтения на родном языке определяется его ведущей ролью в формировании компетенций в сфере чтения и приобщении личности к родной национальной культуре. Его включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами, такими как "Родной (крымскотатарский) язык", "Русский язык", "Литературное чтение".

120.5.2. В содержание программы по литературному чтению на родном (крымскотатарском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, круг детского чтения.

120.5.3. Изучение литературного чтения на родном (крымскотатарском) языке направлено на достижение следующих целей:

воспитание ценностного отношения к родной (крымскотатарской) литературе и культуре народов многонациональной России;

приобщение обучающихся к чтению, восприятию и осмыслению учебных, научно-популярных и художественных текстов, к ценностям крымскотатарской культуры;

формирование умения самостоятельно читать незнакомые, доступные по содержанию и форме произведения, понимать логическое и образное содержание текста, уметь сопереживать, реагировать на художественные достоинства произведения, развитие художественно-творческих и познавательных способностей;

обогащение нравственного опыта обучающихся средствами художественной литературы;

формирование читательской компетентности обучающихся.

120.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (крымскотатарском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).