88.5. Пояснительная записка

88.5. Пояснительная записка.

88.5.1. Программа по государственному (чувашскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

88.5.2. Программа по государственному (чувашскому) языку предусматривает взаимосвязанное развитие основных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма, формирование элементарных коммуникативных навыков на государственном (чувашском) языке, способности и готовности общаться с носителями чувашского языка в устной и письменной форме с учётом речевых возможностей и потребностей обучающихся.

88.5.3. Изучение государственного (чувашского) языка направлено на осознание обучающимися значимости изучения родного и других языков в современном мире, овладение умением осуществлять межличностное и межкультурное общение. В процессе овладения государственным (чувашским) языком обучающиеся получают представление о национально-культурных особенностях региона, о социокультурном портрете Чувашской Республики, ее символике, культурном наследии, о сходстве и различиях в традициях чувашского и русского народов. Обучающиеся учатся распознавать и употреблять в устной и письменной речи, в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), представлять родной край и его культуру в форме презентаций, устных сообщений, письменных текстов.

88.5.4. Изучение государственного (чувашского) языка предполагает расширение лингвистического кругозора, получение общих представлений о строе чувашского языка и его отличиях от русского языка, формирование основ коммуникативной культуры: способности ставить и решать посильные коммуникативные задачи, использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет.

Важным направлением процесса изучения государственного (чувашского) языка является формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету, а также необходимых универсальных учебных действий и специальных учебных умений, которые заложат основу успешной учебной деятельности по овладению государственным (чувашским) языком на следующем уровне образования.

88.5.5. Материал программы по государственному (чувашскому) языку выстроен концентрически, предусматривает изучение идентичных разделов в каждом классе, повторяющиеся виды деятельности. Подобная структура обеспечивает постепенное возрастание сложности учебного материала, способствует комплексному его изучению. За счет употребления в речи и многократного повторения сходных языковых формул и конструкций (коммуникативная методика действия по аналогии, или способность к самостоятельному конструированию) у обучающихся формируются умения следовать законам языка в изменяющихся речевых ситуациях.

88.5.6. Включенность программы по государственному (чувашскому) языку в систему начального общего образования обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами гуманитарной направленности: "Русский язык", "Литературное чтение".

88.5.7. Программой по государственному (чувашскому) языку предусмотрено использование методически целесообразных средств обучения, современных педагогических технологий деятельностного типа, информационных и коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов.

88.5.8. В содержании программы по государственному (чувашскому) языку выделяются следующие содержательные линии: формирование умений в говорении, чтении, письме и аудировании, приобретение обучающимися знаний о лексике, фонетике и грамматике чувашского языка, о истории и культуре чувашского народа.

88.5.9. Ценностные ориентиры содержания программы по государственному (чувашскому) языку основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. Содержание программы по государственному (чувашскому) языку включает материалы, расширяющие представления обучающихся о Российской Федерации, Чувашской Республике и формирующие чувство патриотизма, гордости за свою страну. Предусмотрено обсуждение таких вопросов, как любовь к своей семье, почитание родителей, забота о старших и младших, здоровый образ жизни, трудолюбие, положительное отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Значительное внимание уделяется современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения природного разнообразия родной страны, что закладывает основы формирования экологического сознания обучающихся.

88.5.10. Изучение государственного (чувашского) языка направлено на достижение следующих целей:

развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на доступном для них уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;

воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.

88.5.11. Общее число часов, рекомендованных для изучения государственного (чувашского) языка, - 237 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).