92.9. Содержание обучения в 4 классе

92.9. Содержание обучения в 4 классе.

Учебный материал курса направлен на усвоение языковой системы, осмысление родного языка, развитие фонематического слуха, формирования навыков диалогической речи, грамматической сторон, а также интереса к изучению родного языка. Текстовые материалы знакомят с фольклором эвенов. В учебное пособие включены тексты теоретического характера, специальный раздел "Мы говорим" и эвенский-русский словарный минимум. Предметная сторона содержания обучения (о чем говорить, что слушать, читать и писать) отражает типичные для обучающихся начального общего образования сферы общения, которая состоит из 5 тематик: социально-бытовая, учебно-трудовая, социально-культурная и игровая сферы, а также окружающий мир.

Содержание учебного предмета в 4 классе учитывает уровень языковой подготовки обучающихся, не владеющих и слабо владеющих родным (эвенским) языком, и также строится по видам речевой деятельности.

92.9.1. Сведения о эвенском языке.

Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент (проектная работа). Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Роль родного языка.

92.9.2. Система языка.

92.9.2.1. Фонетика и графика.

Соблюдение норм произношений: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных. Звуки и буквы, характерные для эвенского языка. Долгие и краткие гласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Согласные звуки в исконно-эвенских и заимствованных словах. Соблюдение интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Использование алфавита эвенского языка при работе с учебником, со словарями и справочниками. Применение правил правописания. Правописание частей речи с суффиксами.

92.9.2.2. Орфоэпия.

Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков. Ударение в словах в соответствии с нормами эвенского литературного языка (на материале учебника).

92.9.2.3. Лексика.

Повторение и продолжение работы. Слова, отражающие обычаи и традиции эвенов. Этикетная лексика. Устойчивые словосочетания, фразы, реплики-клише, отражающие культуру эвенского народа. Уточнение значения слова по контексту. Родственные (однокоренные) слова. Активная лексика в соответствии с коммуникативной задачей. Слова, заимствованные из русского языка. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь. Наблюдение за использованием в речи антонимов (без введения термина): поиск слов, противоположных по смыслу приведенным словам.

92.9.2.4. Состав слова (морфемика).

Корень слова (повторение): однокоренные (родственные) слова, признаки однокоренных (родственных) слов, выделение в словах корня.

Суффиксы, образующие слова. Особенности присоединения суффиксов в эвенском языке. Правилами прибавления суффиксов для получения множественного числа у имен существительных. Образование относительных имен прилагательных с помощью суффиксов. Образование из имен существительных прилагательных с помощью суффиксов. Образование имен существительных, указывающие на принадлежность предмета.

92.9.2.5. Морфология.

Части речи. Имя существительное (введение термина и его определения). Лексические и грамматические признаки имени существительного. Суффиксы имен существительных. Увеличительная и уменьшительная формы имен существительных. Существительные, вопросы 00003198.png ("кто?"), "як?" ("что?"). Число имен существительных (единственное и множественное число). Обозначение рода в эвенском языке (мужской и женский род при помощи лексем). Нарицательные и собственные имена существительные.

Имя прилагательное (введение термина и его определения). Признаки предметов (размер, цвет, форма, вкус). Суффиксы имен прилагательных, образованных от других частей речи. Качественные и относительные прилагательные. Прилагательные сравнительной и превосходной степени, суффиксы: -дмэр, -дмар, пчи.

Глагол (введение термина и его определения). Глагол будущего времени. Прошедшее время глагола. Глаголы в повелительной форме. Аффиксы глаголов. Единственное и множественное число глаголов. Глаголы в повелительной форме. Время глагола. Глаголы в неопределенной форме имеют суффикс -дай, -дэй, -тай, - тэй.

Местоимения (введение термина и его определения). Указательные и возвратные местоимения.

Имя числительное (введение термина и его определения): суффиксы для количественных числительных: -и, -ги. для порядковых числительных: -и.

Распознавание в тексте изученных частей речи.

Междометия (введение термина и его определения).

92.9.2.6. Синтаксис.

Слово, словосочетание, предложение, осознание их сходства и различий. Главные и зависимые слова в словосочетаниях. Порядок слов в предложении. Основные коммуникативные типы предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное и звательное предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Сказуемое и подлежащее. Главные и второстепенные члены предложения. Связь между сказуемым и подлежащим в словосочетании и предложении. Предложение с однородными членами предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Общее представление о простых и сложных предложениях на эвенском языке. Предложения с прямой речью и обращением (общее предложение).

92.9.2.7. Орфография и пунктуация.

Повторение правил правописания в 1 - 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Применение правил правописания: правописание глаголов настоящего времени, правописание частей речи с суффиксами, правописание сложных слов и другие.

Правописание окончаний слов. Правописание предложений с однородными словами, с прямой речью. Уточнение правописания слов по словарю. Исправление ошибок в тексте.

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, в предложениях с однородными членами, с обращением.

92.9.3. Развитие речи.

Различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения эвенского языка, мини-тексты. Различать на слух интонацию и эмоциональную окраску речевых фраз. Понимать обращенные устные высказывания на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций. Понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе. Понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и другие) и реагировать вербально и невербально на их содержание. Полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом обучающимся языковом материале.

Выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи. Осуществлять диалогическое общение из 4 - 5 реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения. Подготавливать устные высказывания о себе и окружающей действительности, монологическое сообщение из пяти-шести предложений. Кратко излагать содержание прочитанного и услышанного текста, используя речевые средства эвенского языка. Владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Владеть умениями задавать вопрос, начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и тому подобное. Соблюдать орфоэпические нормы, правильную интонацию. Подготавливать элементарные связные высказывания о себе и окружающей действительности, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к информации или предмету высказывания.

Читать целыми словами со скоростью, соответствующей для четвероклассника. Читать предложения с соблюдение пауз и интонации. Читать про себя с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития и обученности обучающегося. Выразительно читать небольшие учебные тексты, диалоги, стихотворения, рассказы, пословицы, считалки из учебника, в том числе наизусть. Осуществлять выборочное чтение с целью нахождения необходимой информации заданной в тексте, обобщения содержащейся в тексте информации. Выражать собственное мнение, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Правильно списывать печатный текст. Писать слова, предложения под диктовку учителя с соблюдением правил переноса слова, орфографических и пунктуационных правил. Выполнять письменные задания в учебнике (подготавливать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова, озаглавливать текст и другие). Создавать небольшие собственные тексты повествовательного и описательного характера (сочинения) из пяти - шести предложений по доступной тематике. В письменной форме кратко, развернуто отвечать на вопросы к тексту. Подготавливать выписки из текста, упражнения.

Использовать эвенско-русского словаря при работе с текстом. Распознавать признаки текстов разных типов. Структура текста (повествовательного типа): вступление, основная часть и заключение.

Переводить слова, словосочетания, предложения, тексты с эвенского языка на русский язык и наоборот.