26.5. Пояснительная записка

26.5. Пояснительная записка.

26.5.1. Программа по родному (адыгейскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю родного (адыгейского) языка в создании рабочей программы по учебному предмету.

Для обучающихся на уровне начального общего образования родной язык является средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. В условиях билингвальной среды важнейшей задачей изучения родного языка является единство осознания его национальной ценности и толерантного отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.

В ходе изучения родного адыгейского языка предполагается использование материалов адыгейской литературы, истории и культуры адыгов, установление межпредметных связей с изучаемыми курсами ("Русский язык", "Литературное чтение", "Литературное чтение на родном языке", "Окружающий мир", "Искусство").

Изучение родного (адыгейского) языка начинается с обучения грамоте. Данный раздел направлен на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, усвоение первоначальных грамматических и орфографических тем. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению. После обучения письму и чтению начинается раздельное изучение адыгейского языка и литературного чтения на адыгейском языке.

26.5.2. В содержании программы по родному (адыгейскому) языку выделяются три сквозные содержательные линии: общие сведения о языке, язык и культура, систематический курс, развитие речи.

Данные содержательные линии тесно взаимосвязаны, они определяют предмет обучения и его структуру.

26.5.3. Изучение родного (адыгейского) языка направлено на достижение следующих целей:

формирование первоначальных представлений о своеобразии родного (адыгейского) языка, национальных традициях и культуре адыгейского народа;

развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному (адыгейскому) языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

развитие познавательного интереса к родному (адыгейскому) языку, стремления совершенствовать свою речь;

формирование способности выбирать языковые средства в соответствии с целями, задачами и условиями общения, делать выводы и обосновывать свои суждения на родном (адыгейском) языке;

формирование способности воспринимать на слух устные высказывания учителя (других обучающихся);

развитие умений правильно читать и грамотно писать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

формирование первоначальных представлений о системе и структуре адыгейского языка (лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике и словообразовании, морфологии и синтаксисе).

26.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (адыгейского) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).