131.5. Пояснительная записка

131.5. Пояснительная записка.

131.5.1. Программа по литературному чтению на родном (ногайском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

131.5.2. Ногайский язык - национальный язык ногайского народа, один из государственных языков Карачаево-Черкесской Республики. Статус государственного обеспечивает функционирование ногайского языка во всех сферах жизни общества, создает условия для его сохранения и развития. На ногайском языке на уровне начального общего образования в рамках предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" преподается литературное чтение, которое призвано развивать у обучающихся интеллектуально-познавательные, художественно-эстетические, коммуникативные способности, формировать важнейшие нравственно-этические представления, приобщать личность к родной национальной культуре.

131.5.3. В содержание программы по литературному чтению на родном (ногайском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой деятельности (формирует культуру устного и письменного общения (аудирование, чтение, говорение, письмо), виды читательской деятельности (предполагает работу с разными видами текста, знакомство обучающихся с книгой как источником различного вида информации), круг детского чтения (формирует мотивированный выбор круга чтения, устойчивый интерес обучающегося к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области ногайской детской литературы, соответствующей возможностям и интересам обучающихся младших классов), литературоведческая пропедевтика определяет круг элементарных литературоведческих понятий для практического (освоения обучающимися с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, об элементарных средствах выразительности языка), творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений предполагает перенос полученных обучающимися знаний в самостоятельную продуктивную художественную творческую деятельность, включая индивидуальную интерпретацию текста), библиографическая культура (предполагает формирование элементарных библиографических умений: выбрать книгу из рекомендованного списка, найти оглавление, аннотацию, определить автора, художника-иллюстратора).

131.5.4. Содержание учебного предмета обеспечивает развитие навыков аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве, формирует культуру общения, включает работу с разными видами текстов, определяет круг литературоведческих понятий, обеспечивает первоначальное ознакомление с родами и жанрами литературы, средствами выразительности языка. Изучение литературного чтения на родном (ногайском) языке направлено на развитие у обучающихся навыков интерпретации литературных произведений, ролевого чтения художественных текстов, драматизации, написания сочинений.

131.5.5. В содержание учебного предмета включены художественные, научно-популярные тексты для чтения, обеспечивающие формирование устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности и читательских предпочтений обучающихся, приобщение обучающихся к этнокультурным ценностям, формирование ценностных ориентаций и первоначальных этических представлений о добре и зле, традициях народа как фундаменте духовно-нравственного развития. В круг детского чтения входят произведения устного народного творчества: малые жанры фольклора (считалки, поговорки, пословицы, загадки), народные сказки (о животных, бытовые, волшебные), произведения классиков ногайской литературы, а также современной отечественной литературы.

131.5.6. Изучение произведений построено на основе проблемно-тематического принципа. Основные темы произведений перекликаются с лексическими темами уроков родного (ногайского) языка.

131.5.7. Изучение литературного чтения на родном (ногайском) языке направлено на достижение следующих целей:

формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

приобщение обучающихся к чтению на родном языке, к восприятию и осмыслению учебных и художественных текстов, к духовно-нравственным ценностям национальной культуры;

формирование общего речевого развития на основе самостоятельной читательской деятельности обучающихся.

131.5.8. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (ногайском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).