79.5. Пояснительная записка

79.5. Пояснительная записка.

79.5.1. В содержании программы по родному (хакасскому) языку выделяются следующие содержательные линии: общие сведения о языке, система языка, орфография и пунктуация, развитие речи. В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела программы по родному (хакасскому) языку обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают коммуникативные умения.

79.5.2. Свободное владение хакасским языком обучающимися дает возможность выбирать нужные языковые средства, что определяет выражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.

79.5.3. Изучение родного (хакасского) языка обладает большим потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления хакасской культуры, пониманием связи языка и мировоззрения хакасского народа.

79.5.4. Изучение родного (хакасского) языка направлено на достижение следующих целей:

осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к родному (хакасскому) языку как государственному языку Республики Хакасия;

проявление сознательного отношения к родному (хакасскому) языку как к общенародной ценности хакасского этноса, форме выражения и хранения духовного богатства коренного народа Республики Хакасия, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного литературного хакасского языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;

овладение первоначальными научными представлениями о системе хакасского языка (фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис), об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

использование в речевой деятельности норм современного хакасского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему образованию.

79.5.5. Главной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения хакасскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию хакасской речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре хакасского языка, способствовать усвоению норм литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.

79.5.6. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм хакасского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом "Литературное чтение на родном (хакасском) языке".

79.5.7. Программа по родному (хакасскому) языку позволит учителю:

реализовать в процессе преподавания родного (хакасского) языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета "Родной (хакасский) язык" по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО, федеральной основной образовательной программой начального общего образования и федеральной рабочей программой воспитания;

разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса.

79.5.8. Программа по родному (хакасскому) языку устанавливает распределение учебного материала по классам, рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учета психологических и возрастных особенностей обучающихся.

79.5.9. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (хакасского) языка, по данной программе составляет 372 часа: в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 3 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 4 классе - 102 часа (3 часа в неделю).