50.10. Планируемые результаты освоения программы по крымскотатарскому языку на уровне начального общего образования

50.10. Планируемые результаты освоения программы по крымскотатарскому языку на уровне начального общего образования.

50.10.1. В результате изучения крымскотатарского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение крымскотатарского языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса крымскотатарского языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности крымскотатарского языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе крымскотатарского языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению крымскотатарского языка).

50.10.2. В результате изучения крымскотатарского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

50.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления крымскотатарского языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

50.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

50.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

50.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

50.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

50.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

50.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

50.10.3. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;

различать устную и письменную речь, слово и предложение;

определять роль слова в речи, его номинативную функцию;

делить речь на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем;

различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия;

на слух различать интонацию (вопросительную, утвердительную) предложения и моделировать предложения в соответствии с заданной интонацией;

осознавать единство звукового состава слова и его значения;

различать звуки и буквы (букву как знак звука), владеть позиционным способом обозначения звуков буквами;

устанавливать число и последовательность звуков в слове;

сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками, составлять звуковые модели слов, сравнивать модели различных слов, подбирать слова к определенной модели;

различать гласные и согласные звуки, определять их качественные характеристики;

воспринимать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков, слова в соответствии с нормами крымскотатарского литературного языка;

делить слова на слоги;

определять словесное ударение;

называть буквы крымскотатарского языка в алфавитной последовательности;

владеть рукописным и печатным начертанием прописных и строчных букв крымскотатарского языка, писать буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением;

определять лексическое значение слова (по общему представлению);

осознавать словарное богатство крымскотатарского языка, выделять слова, значение которых требует уточнения;

переносить слова по слогам;

использовать разные способы написания в зависимости от места орфограммы в слове;

писать заглавную букву в начале предложения, в именах собственных;

ставить знаки препинания в конце предложения; понимать функции небуквенных графических средств (пробела между словами, знака переноса);

читать по слогам, ориентируясь на букву, обозначающую гласный звук, читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу, осознанно читать слова, словосочетания, предложения и короткие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;

владеть орфоэпическим и орфографическим видами чтения;

устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов, изменять порядок слов, восстанавливать деформированные предложения; составлять элементарные предложения из заданного набора словоформ;

понимать текст как речевое произведение;

понимать читаемый учебный текст, последовательно и правильно списывать текст;

воспринимать на слух речь учителя на крымскотатарском языке;

понимать язык как основное средство человеческого общения, осознавать цели и ситуации общения;

задавать несложные вопросы и отвечать на вопросы учителя (других обучающихся) (элементарный диалог), соблюдая орфоэпические нормы;

списывать (писать) под диктовку изученные слова на крымскотатарском языке, короткие предложения.

50.10.4. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику;

речевому этикету на крымскотатарском языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и другие);

понимать смыслоразличительную функцию звуков;

различать ударные и безударные гласные звуки;

использовать знание алфавита крымскотатарского языка при работе со словарями;

использовать орфоэпический словарь для решения практических задач;

правильно интонировать основные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные);

понимать назначение абзаца (красной строки), употреблять знак переноса и небуквенные графические средства, характерные для данного языка (в пределах изученного);

определять однозначные и многозначные слова (простые случаи);

определять значение незнакомого слова по контексту или уточнять в толковом словаре учебника;

различать и употреблять синонимы и антонимы (простые случаи);

переносить слова с учетом морфемного членения;

определять части речи на основании общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли, по задаваемым к ним вопросам;

находить имя существительное, определять его значение;

различать имена собственные;

употреблять имена существительные в не притяжательной форме, используя аффиксы -нинъ, -нынъ, -ке, -ге, -къа, -гъа, -ни, -ны, -де, -те, -да, та, -ден, -тен, -дан, -тан;

находить глагол, определять его значение;

различать времена глаголов по вопросу и значению;

находить имя прилагательное, определять его значение;

различать простые формы имен прилагательных;

находить личные местоимения, определять их значение и особенности употребления в речи;

определять словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически;

иметь представление о необходимом порядке слов в предложении на крымскотатарском языке, определять связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы;

различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), ставить необходимый знак конца предложения - вопросительный или восклицательный, точку;

осознанно выделять в устной речи одно из слов предложения (логическое ударение);

слушать аудиозаписи (несложные песни на крымскотатарском языке, фольклор) с установкой на понимание их содержания, воспринимать на слух речь учителя и других обучающихся;

владеть алгоритмом списывания текста, списывать (писать под диктовку) тексты из нескольких несложных предложений;

находить в учебном тексте нужную информацию, заданную в явном виде;

вести устный диалог и формулировать элементарные монологические высказывания на заданную тему на крымскотатарском языке.

50.10.5. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

иметь представление о многообразии языкового пространства России и мира;

понимать язык как основу национальной культуры и инструмент познания окружающей действительности;

выделять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов, проводить звуко-буквенный анализ слов;

использовать знание алфавита крымскотатарского языка для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках;

отличать прямое значение слова от переносного;

объединять слова в тематические группы (подбирать слова с общим значением);

различать и употреблять в речи элементарные синонимы и антонимы, осознавая их функции;

определять заимствованные из русского и других языков слова (общеупотребительная лексика);

иметь представление об элементарном способе образования слов в крымскотатарском языке, сопоставлять структуру слов крымскотатарского языка со строением слов в русском языке;

сопоставлять грамматические признаки слов крымскотатарского языка с грамматическими признаками слов русского языка;

изменять имена существительные по падежам, распознавать падежи имен существительных;

образовывать от простых форм имен прилагательных их сравнительную (используя частицы -че, -дже, -ча, -джа) и превосходную степени (используя определительное местоимение эписинден или частицу энъ);

образовывать порядковые числительные от количественных присоединением аффиксов -нджи, -нджы, -инджи, -ынджы, -унджы, -юнджи в соответствии с законами созвучия;

распознавать притяжательные и указательные местоимения среди других слов;

образовывать формы глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени, правильно употреблять их в речи;

проводить морфологический разбор существительных, прилагательных, глаголов, числительных (простые случаи);

формулировать понятие простого предложения;

находить главные члены предложения;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

выделять признаки текста (тематическое и композиционное единство частей, наличие грамматической связи частей, смысловая цельность, относительная законченность, заглавие);

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, иметь представление о различных способах решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов;

ставить запятую в предложениях с однородными членами;

различать условия раздельного, слитного и дефисного написания слов;

правильно писать заимствованные слова;

использовать академический орфографический словарь крымскотатарского языка для решения практических задач;

прослушивать отрывки несложных оригинальных текстов на крымскотатарском языке, читаемые учителем, с установкой на понимание содержащейся в них информации;

вести диалоги на изученные темы на крымскотатарском языке, формулировать монологические высказывания на заданную тему (описание);

выделять ключевые слова в читаемом учебном тексте, формулировать простые выводы на основе сведений, содержащихся в тексте;

писать короткие изложения и собственные тексты (мини-сочинения) повествовательного характера на основе впечатлений, литературных произведений, иллюстраций.

50.10.6. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

различать методы познания языка (наблюдение, анализ, мини-исследование, проект);

характеризовать статус и основные функции крымскотатарского языка в субъекте Российской Федерации;

видеть отражение народной культуры в фольклоре и литературе на крымскотатарском языке; осознавать место родной культуры в контексте отечественного и мирового культурного пространства;

соблюдать правильную интонацию в процессе говорения и чтения;

использовать орфоэпические словари крымскотатарского языка с целью определения правильного произношения незнакомых слов;

образовывать формы принадлежности имен существительных, используя притяжательные местоимения, иметь представление об аффиксах, обозначающих принадлежность предмета к тому или иному лицу;

образовывать из простых форм имен прилагательных их сравнительную и превосходную степени;

распознавать количественные и порядковые числительные, образовывать порядковые числительные от количественных;

заменять имена существительные местоимениями, распознавать притяжательные и указательные местоимения;

распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами, различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

проводить морфологический разбор изученных частей речи;

обобщать сведения о сходствах и различиях между словом, словосочетанием и предложением;

вести диалоги на изученные темы на крымскотатарском языке, соблюдая этикетные формы и устойчивые формулы, принципы общения, лежащие в основе национального речевого этикета, формулировать монологические высказывания на заданную тему (рассуждение);

применять различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное) в зависимости от поставленной задачи;

интерпретировать и обобщать содержащуюся в прочитанном тексте информацию;

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру предложенного для чтения текста;

письменно излагать содержание прослушанного (прочитанного) текста (подробно или выборочно);

составлять план текста, писать текст по заданному плану;

корректировать заданные и собственные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.