50.10. Планируемые результаты освоения программы по крымскотатарскому языку на уровне начального общего образования
50.10. Планируемые результаты освоения программы по крымскотатарскому языку на уровне начального общего образования.
50.10.1. В результате изучения крымскотатарского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение крымскотатарского языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса крымскотатарского языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности крымскотатарского языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе крымскотатарского языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению крымскотатарского языка).
50.10.2. В результате изучения крымскотатарского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
50.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления крымскотатарского языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
50.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
50.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
50.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
50.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
50.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
50.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
50.10.3. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;
различать устную и письменную речь, слово и предложение;
определять роль слова в речи, его номинативную функцию;
делить речь на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем;
различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия;
на слух различать интонацию (вопросительную, утвердительную) предложения и моделировать предложения в соответствии с заданной интонацией;
осознавать единство звукового состава слова и его значения;
различать звуки и буквы (букву как знак звука), владеть позиционным способом обозначения звуков буквами;
устанавливать число и последовательность звуков в слове;
сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками, составлять звуковые модели слов, сравнивать модели различных слов, подбирать слова к определенной модели;
различать гласные и согласные звуки, определять их качественные характеристики;
воспринимать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков, слова в соответствии с нормами крымскотатарского литературного языка;
определять словесное ударение;
называть буквы крымскотатарского языка в алфавитной последовательности;
владеть рукописным и печатным начертанием прописных и строчных букв крымскотатарского языка, писать буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением;
определять лексическое значение слова (по общему представлению);
осознавать словарное богатство крымскотатарского языка, выделять слова, значение которых требует уточнения;
использовать разные способы написания в зависимости от места орфограммы в слове;
писать заглавную букву в начале предложения, в именах собственных;
ставить знаки препинания в конце предложения; понимать функции небуквенных графических средств (пробела между словами, знака переноса);
читать по слогам, ориентируясь на букву, обозначающую гласный звук, читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу, осознанно читать слова, словосочетания, предложения и короткие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;
владеть орфоэпическим и орфографическим видами чтения;
устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов, изменять порядок слов, восстанавливать деформированные предложения; составлять элементарные предложения из заданного набора словоформ;
понимать текст как речевое произведение;
понимать читаемый учебный текст, последовательно и правильно списывать текст;
воспринимать на слух речь учителя на крымскотатарском языке;
понимать язык как основное средство человеческого общения, осознавать цели и ситуации общения;
задавать несложные вопросы и отвечать на вопросы учителя (других обучающихся) (элементарный диалог), соблюдая орфоэпические нормы;
списывать (писать) под диктовку изученные слова на крымскотатарском языке, короткие предложения.
50.10.4. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику;
речевому этикету на крымскотатарском языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и другие);
понимать смыслоразличительную функцию звуков;
различать ударные и безударные гласные звуки;
использовать знание алфавита крымскотатарского языка при работе со словарями;
использовать орфоэпический словарь для решения практических задач;
правильно интонировать основные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные);
понимать назначение абзаца (красной строки), употреблять знак переноса и небуквенные графические средства, характерные для данного языка (в пределах изученного);
определять однозначные и многозначные слова (простые случаи);
определять значение незнакомого слова по контексту или уточнять в толковом словаре учебника;
различать и употреблять синонимы и антонимы (простые случаи);
переносить слова с учетом морфемного членения;
определять части речи на основании общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли, по задаваемым к ним вопросам;
находить имя существительное, определять его значение;
употреблять имена существительные в не притяжательной форме, используя аффиксы -нинъ, -нынъ, -ке, -ге, -къа, -гъа, -ни, -ны, -де, -те, -да, та, -ден, -тен, -дан, -тан;
находить глагол, определять его значение;
различать времена глаголов по вопросу и значению;
находить имя прилагательное, определять его значение;
различать простые формы имен прилагательных;
находить личные местоимения, определять их значение и особенности употребления в речи;
определять словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически;
иметь представление о необходимом порядке слов в предложении на крымскотатарском языке, определять связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы;
различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), ставить необходимый знак конца предложения - вопросительный или восклицательный, точку;
осознанно выделять в устной речи одно из слов предложения (логическое ударение);
слушать аудиозаписи (несложные песни на крымскотатарском языке, фольклор) с установкой на понимание их содержания, воспринимать на слух речь учителя и других обучающихся;
владеть алгоритмом списывания текста, списывать (писать под диктовку) тексты из нескольких несложных предложений;
находить в учебном тексте нужную информацию, заданную в явном виде;
вести устный диалог и формулировать элементарные монологические высказывания на заданную тему на крымскотатарском языке.
50.10.5. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
иметь представление о многообразии языкового пространства России и мира;
понимать язык как основу национальной культуры и инструмент познания окружающей действительности;
выделять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов, проводить звуко-буквенный анализ слов;
использовать знание алфавита крымскотатарского языка для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках;
отличать прямое значение слова от переносного;
объединять слова в тематические группы (подбирать слова с общим значением);
различать и употреблять в речи элементарные синонимы и антонимы, осознавая их функции;
определять заимствованные из русского и других языков слова (общеупотребительная лексика);
иметь представление об элементарном способе образования слов в крымскотатарском языке, сопоставлять структуру слов крымскотатарского языка со строением слов в русском языке;
сопоставлять грамматические признаки слов крымскотатарского языка с грамматическими признаками слов русского языка;
изменять имена существительные по падежам, распознавать падежи имен существительных;
образовывать от простых форм имен прилагательных их сравнительную (используя частицы -че, -дже, -ча, -джа) и превосходную степени (используя определительное местоимение эписинден или частицу энъ);
образовывать порядковые числительные от количественных присоединением аффиксов -нджи, -нджы, -инджи, -ынджы, -унджы, -юнджи в соответствии с законами созвучия;
распознавать притяжательные и указательные местоимения среди других слов;
образовывать формы глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени, правильно употреблять их в речи;
проводить морфологический разбор существительных, прилагательных, глаголов, числительных (простые случаи);
формулировать понятие простого предложения;
находить главные члены предложения;
различать распространенные и нераспространенные предложения;
выделять признаки текста (тематическое и композиционное единство частей, наличие грамматической связи частей, смысловая цельность, относительная законченность, заглавие);
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, иметь представление о различных способах решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов;
ставить запятую в предложениях с однородными членами;
различать условия раздельного, слитного и дефисного написания слов;
правильно писать заимствованные слова;
использовать академический орфографический словарь крымскотатарского языка для решения практических задач;
прослушивать отрывки несложных оригинальных текстов на крымскотатарском языке, читаемые учителем, с установкой на понимание содержащейся в них информации;
вести диалоги на изученные темы на крымскотатарском языке, формулировать монологические высказывания на заданную тему (описание);
выделять ключевые слова в читаемом учебном тексте, формулировать простые выводы на основе сведений, содержащихся в тексте;
писать короткие изложения и собственные тексты (мини-сочинения) повествовательного характера на основе впечатлений, литературных произведений, иллюстраций.
50.10.6. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
различать методы познания языка (наблюдение, анализ, мини-исследование, проект);
характеризовать статус и основные функции крымскотатарского языка в субъекте Российской Федерации;
видеть отражение народной культуры в фольклоре и литературе на крымскотатарском языке; осознавать место родной культуры в контексте отечественного и мирового культурного пространства;
соблюдать правильную интонацию в процессе говорения и чтения;
использовать орфоэпические словари крымскотатарского языка с целью определения правильного произношения незнакомых слов;
образовывать формы принадлежности имен существительных, используя притяжательные местоимения, иметь представление об аффиксах, обозначающих принадлежность предмета к тому или иному лицу;
образовывать из простых форм имен прилагательных их сравнительную и превосходную степени;
распознавать количественные и порядковые числительные, образовывать порядковые числительные от количественных;
заменять имена существительные местоимениями, распознавать притяжательные и указательные местоимения;
распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами, различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
проводить морфологический разбор изученных частей речи;
обобщать сведения о сходствах и различиях между словом, словосочетанием и предложением;
вести диалоги на изученные темы на крымскотатарском языке, соблюдая этикетные формы и устойчивые формулы, принципы общения, лежащие в основе национального речевого этикета, формулировать монологические высказывания на заданную тему (рассуждение);
применять различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное) в зависимости от поставленной задачи;
интерпретировать и обобщать содержащуюся в прочитанном тексте информацию;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру предложенного для чтения текста;
письменно излагать содержание прослушанного (прочитанного) текста (подробно или выборочно);
составлять план текста, писать текст по заданному плану;
корректировать заданные и собственные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей