36.6. Содержание учебного предмета "Родной (даргинский) язык"

36.6. Содержание учебного предмета "Родной (даргинский) язык".

36.6.1. Содержание обучения в 1 классе.

36.6.1.2. Начальным этапом изучения родного (даргинского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (даргинский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (даргинском) языке". Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" составляет 23 учебные недели, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе составляет 10 недель.

36.6.1.3. Развитие речи.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Разгадывание загадок, заучивание стихотворений, использование в речи пословиц и поговорок, разработка проектов.

Участие в учебном диалоге, оценивание процесса и результата решения коммуникативной задачи. Составление диалога на заданные темы и ситуации.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

36.6.1.4. Слово и предложение.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Слова с близкими и противоположными значениями. Однозначные и многозначные слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. Постановка вопросов к словам-предметам, словам-признакам, словам-действиям. Различение слова, словосочетания и предложения.

Различение слова и предложения. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Оформление предложений при письме. Чтение предложений с различной интонацией. Отработка навыков интонирования. Определение количества предложений в тексте.

36.6.1.5. Фонетика.

Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, которые различаются одним или несколькими звуками (мура-цура, дам-кам). Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели. Различение согласных и гласных. Специфические звуки: [гъ], [гь], [гI], [къ], [кь], [кI], [пI], [тI], [хъ], [хь], [хI], [цI], [чI]. Звуко-буквенный анализ слов. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги.

36.6.1.6. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способам обозначения звуков буквами. Гласные буквы е, ё, ю, я, их двойная роль (в зависимости от места в слове). Буква ъ как согласный звук и буква. Буква ь и ее функции. Знакомство с алфавитом даргинского языка как последовательностью букв. Значение алфавита.

36.6.1.7. Чтение.

Формирование навыка слогового чтения. Механизм чтения открытого слога. Слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение коротких текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Орфографическое и орфоэпическое чтение слов (без терминов). Проговаривание (орфографическое чтение) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

36.6.1.8. Письмо.

Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами и знака переноса. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и небольших предложений. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений и текста.

36.6.1.9. Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов, Прописная буква в начале предложения, в именах собственных, перенос слов по слогам, знаки препинания в конце предложения.

36.6.2. Систематический курс.

36.6.2.1. Речь. Слово. Предложение. Текст.

Наша речь. Слово - единица речи. Роль слова в речи. Номинативная функция слов. Связь слов по смыслу. Предложение и текст как единицы речи. Прописная буква в начале предложения.

36.6.2.2. Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Даргинские специфические звуки: [гъ], [гь], [гI], [кI], [кь], [къ], [хъ], [хь], [хI], [пI], [тI], [цI], [чI] и буквы. Передача русских звуков [о], [ё], [ы], [ф], [щ] в даргинском языке.

Слог. Перенос слов. Деление слов на слоги.

Правописание заимствованных слов с русского языка. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного даргинского литературного языка.

36.6.2.3. Слово.

Слова, отвечающие на вопросы: "чи?" ("кто?"), "се?" ("что?").

Слова, отвечающие на вопросы: "се барес?" ("что делать?"), "се бирули?" ("что делает?"), "се биру?" ("что будет делать?").

Слова, отвечающие на вопросы: "сегъуна?" ("какой?"), "чиди?" (который?), "сегъунти" ("какие?").

Прописная буква в именах, фамилиях, названиях и других.