118.9. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (коми) языке на уровне начального общего образования

118.9. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (коми) языке на уровне начального общего образования.

118.9.1. В результате изучения литературного чтения на родном (коми) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (коми) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами коми литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

118.9.2. В результате изучения литературного чтения на родном (коми) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

118.9.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

118.9.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

118.9.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

118.9.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

118.9.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

118.9.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

118.9.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (коми) языке с использованием предложенного образца.

118.9.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (коми) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

читать целыми словами со скоростью, позволяющей понимать смысл художественного произведения;

осознанно воспринимать содержание различных видов текстов (научно-познавательный, художественный);

находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры, ориентироваться в нравственно-этических понятиях (в контексте изученных произведений);

читать выразительно доступные художественные произведения после подготовки;

читать художественный текст по ролям;

читать наизусть не менее 3 стихотворений разных авторов (по выбору);

раскрывать смысл незнакомого слова с помощью толкового словаря;

определять тему, главную мысль произведения, характеризовать персонажей;

соотносить иллюстрацию с фрагментом текста;

находить с помощью учителя изобразительно-выразительные средства литературного языка произведения (сравнение, эпитет);

делить текст на смысловые части;

ориентироваться в учебной книге по ее элементам, называть и показывать элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание);

выбирать книгу для самостоятельного чтения по заданной тематике или по собственному желанию;

практически отличать прозаическое произведение от стихотворения (видеть в стихотворении рифму);

распознавать фольклорные и авторские художественные произведения;

различать сказку, рассказ, пьесу;

называть отличительные признаки сказки;

различать сказки о животных.

118.9.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (коми) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

читать целыми предложениями бегло, осознанно, правильно, с интонационным выделением знаков препинания;

читать выразительно, использовать в соответствии с особенностями художественного текста темп, интонацию, логические ударения, паузы, учитывать жанровые особенности (читать, выражая эмоциональное отношение к содержанию текста и герою);

находить в произведениях коми литературы отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народа;

читать по ролям с соблюдением норм произношения;

читать наизусть не менее 4 стихотворений разных авторов (по выбору);

составлять небольшую характеристику героя (после коллективного анализа текста);

составлять с помощью учителя простой план (вопросный, номинативный, цитатный);

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему, главную мысль произведения, сюжет;

пересказывать произведение (устно) подробно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика;

выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на знакомое имя автора или название;

выделять особенности стихотворного произведения (рифма, строфа);

приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать рассказ и предание;

различать волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, приводить отличительные признаки этих видов сказок;

находить в произведениях эпитеты, сравнения, олицетворения, повторы.

118.9.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (коми) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

находить в произведениях коми литературы отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народа;

использовать разные виды чтения - изучающее, поисковое, выборочное (осознанно выбирать вид чтения, соответствующий цели);

осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (научно-познавательный, художественный);

читать наизусть не менее 5 стихотворений или отрывки из них в соответствии с изученной тематикой произведений (по выбору);

определять тему и главную мысль произведения;

делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа;

пересказывать текст кратко и подробно;

характеризовать героев произведений, сравнивать характеры героев одного и разных произведений;

находить в произведениях эпитеты, сравнения, олицетворения и понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;

инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрации);

выполнять самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения на определенную тему);

практически выделять басню, миф, предание, стихотворение, рассказ;

приводить примеры прозаических и стихотворных текстов.