42.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (карачаевскому) языку на уровне начального общего образования

42.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (карачаевскому) языку на уровне начального общего образования.

42.10.1. В результате изучения родного (карачаевского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (карачаевского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (карачаевского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (карачаевского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (карачаевского) языка).

42.10.2. В результате изучения родного (карачаевского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

42.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (карачаевского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

42.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

42.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

42.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

42.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

42.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

42.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

42.10.3. Предметные результаты изучения родного (карачаевского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

воспринимать на слух информацию, определять основную мысль текста, отвечать на вопросы;

владеть основами диалогической речи, нормами речевого этикета, культурой общения, соблюдать речевые нормы языка;

составлять монологические высказывания (описание, повествование, рассуждение);

понимать учебные тексты, правильно произносить слова, интонировать, делать паузы в тексте;

владеть основами выборочного чтения, искать необходимую информацию в тексте и обобщать ее;

владеть графическими навыками письма, списывать тексты, писать под диктовку, выполнять письменное изложение, составлять небольшие описания, рассказы;

различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, губные и негубные гласные;

определять слогообразующую функцию гласных звуков, различать специфические звуки карачаевского языка [э], [ё], [нг], [ю], [къ], [дж], [гъ], [00000497.wmz];

осознавать единство звукового состава слова и его значения, составлять и сравнивать звуковые модели различных слов, произносить звуки в соответствии с нормами карачаево-балкарского языка;

выделять слог как минимальную произносительную единицу, делить слова на слоги, выделять твердые и мягкие слоги;

правильно ставить ударения, определять смыслоразличительную роль ударения;

различать звук буквы и их функции, владеть алфавитом карачаевского языка;

формировать навык слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;

владеть орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами) и орфографическим чтением (проговаривание);

владеть гигиеническими требованиями при письме, развивать мелкую моторику и умение ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;

владеть начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв;

наблюдать за значением слова, различать слова и предложения;

определять интонацию в предложении, моделировать предложения в соответствии с заданной интонацией;

понимать прочитанный текст при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;

составлять небольшие рассказы повествовательного характера по серии сюжетных картинок, наблюдений, на основе опорных слов;

владеть правилами правописания и их применением;

переносить слова;

различать язык и речь;

формулировать свои мысли и аргументировать их, ясно и грамматически правильно говорить, излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру.

42.10.4. Предметные результаты изучения родного (карачаевского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

различать виды речи, владеть культурой речи;

различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, различать твердые и мягкие гласные звуки, губные гласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие, различать буквы [э], [ё], [нг], [ю], [къ], [дж], [гъ], [00000498.wmz];

правильно определять ударный слог в словах;

определять значение слов, находить однокоренные слова, различать синонимы, антонимы;

определять виды предложений, выделять главные и второстепенные члены предложения, определять связь слов в предложении;

различать части речи и характеризовать их (имя существительное, имя прилагательное, глагол);

работать над структурой текста, составлять его план текста, различать жанры письма и поздравления.

42.10.5. Предметные результаты изучения родного (карачаевского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

характеризовать речь как главное средство общения людей;

воспроизводить и уточнять сведения о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо);

соблюдать речевой этикет (слова приветствия);

правильно употреблять звуки и буквы, различать буквы гъ, къ, б, п, д, т, з;

выделять главную мысль текста, делить текст на абзацы;

определять восклицательные предложения;

различать словосочетания и предложения, различать простое и составное предложение;

различать прямое и переносное значение слова, употреблять синонимы, антонимы и омонимы, определять устойчивые сочетания слов, работать с разными словарями;

определять состав слова, находить однокоренные слова, выделять в словах аффиксы;

различать части речи и характеризовать их;

определять имена существительные, различать собственные имена существительные, определять число имен существительных;

определять имена прилагательные;

определять глаголы, их значение и употребление в речи, времена глагола, положительную и отрицательную формы глагола;

моделировать речевую ситуацию общения;

соблюдать нормы речевого этикета;

владеть диалогической и монологической формами речи;

различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности;

различать жанры письма и поздравления;

создавать собственные тексты и редактировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;

использовать в текстах синонимы и антонимы;

составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картин, наблюдений, на основе опорных слов.

42.10.6. Предметные результаты изучения родного (карачаевского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

определять значение в жизни людей языка и речи;

характеризовать язык как средство общения, речь как процесс общения;

владеть устной и письменной речью;

определять главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, различать простые и сложные предложения;

определять связь слов в предложении;

определять состав слова, выделять суффиксы в словах;

определять сложные слова, владеть правописанием сложных слов, слитным и раздельным написанием сложных слов;

различать имена существительные, определять их значение и употребление в речи;

различать собственные и нарицательные имена существительные;

изменять имена существительные по падежам;

определять категорию принадлежности у имен существительных (анам, ананг, анасы), категорию сказуемости у имен существительных;

выделять суффиксы словообразования имен существительных и аффиксы словообразования имен существительных (-чы, -чи, -чу, -чу, -лы, -ли, -лу, -лю, -лыкъ, -лик, -лукъ, -люк);

изменять имена существительные в притяжательной и непритяжательной форме;

чередовать согласные ч и ш в корне слова у существительных в середине слова;

характеризовать имена прилагательные, их значение и употребление в речи;

владеть правописанием имен прилагательных с дефисом;

различать суффиксы словообразования имен прилагательных и аффиксы словообразования имен прилагательных;

выделять усилительные прилагательные;

различать имена числительные (количественные, порядковые) и употреблять в речи числительные с существительными;

различать местоимение;

характеризовать наречия;

определять глаголы повелительного наклонения;

соблюдать в процессе общения правила этикета;

отбирать речевые формулы в соответствии с ситуацией, статусом собеседника, степенью знакомства с ним (уместность, точность, краткость и правильность);

использовать общеупотребительные формы речевого этикета;

различать основные виды изложений и сочинений (без заучивания определений): подробное, выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.