42.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (карачаевскому) языку на уровне начального общего образования
42.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (карачаевскому) языку на уровне начального общего образования.
42.10.1. В результате изучения родного (карачаевского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (карачаевского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (карачаевского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (карачаевского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (карачаевского) языка).
42.10.2. В результате изучения родного (карачаевского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
42.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (карачаевского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
42.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
42.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
42.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
42.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
42.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
42.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
42.10.3. Предметные результаты изучения родного (карачаевского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
воспринимать на слух информацию, определять основную мысль текста, отвечать на вопросы;
владеть основами диалогической речи, нормами речевого этикета, культурой общения, соблюдать речевые нормы языка;
составлять монологические высказывания (описание, повествование, рассуждение);
понимать учебные тексты, правильно произносить слова, интонировать, делать паузы в тексте;
владеть основами выборочного чтения, искать необходимую информацию в тексте и обобщать ее;
владеть графическими навыками письма, списывать тексты, писать под диктовку, выполнять письменное изложение, составлять небольшие описания, рассказы;
различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, губные и негубные гласные;
определять слогообразующую функцию гласных звуков, различать специфические звуки карачаевского языка [э], [ё], [нг], [ю], [къ], [дж], [гъ], [];
осознавать единство звукового состава слова и его значения, составлять и сравнивать звуковые модели различных слов, произносить звуки в соответствии с нормами карачаево-балкарского языка;
выделять слог как минимальную произносительную единицу, делить слова на слоги, выделять твердые и мягкие слоги;
правильно ставить ударения, определять смыслоразличительную роль ударения;
различать звук буквы и их функции, владеть алфавитом карачаевского языка;
формировать навык слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;
владеть орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами) и орфографическим чтением (проговаривание);
владеть гигиеническими требованиями при письме, развивать мелкую моторику и умение ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;
владеть начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв;
наблюдать за значением слова, различать слова и предложения;
определять интонацию в предложении, моделировать предложения в соответствии с заданной интонацией;
понимать прочитанный текст при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;
составлять небольшие рассказы повествовательного характера по серии сюжетных картинок, наблюдений, на основе опорных слов;
владеть правилами правописания и их применением;
формулировать свои мысли и аргументировать их, ясно и грамматически правильно говорить, излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру.
42.10.4. Предметные результаты изучения родного (карачаевского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
различать виды речи, владеть культурой речи;
различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, различать твердые и мягкие гласные звуки, губные гласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие, различать буквы [э], [ё], [нг], [ю], [къ], [дж], [гъ], [];
правильно определять ударный слог в словах;
определять значение слов, находить однокоренные слова, различать синонимы, антонимы;
определять виды предложений, выделять главные и второстепенные члены предложения, определять связь слов в предложении;
различать части речи и характеризовать их (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
работать над структурой текста, составлять его план текста, различать жанры письма и поздравления.
42.10.5. Предметные результаты изучения родного (карачаевского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
характеризовать речь как главное средство общения людей;
воспроизводить и уточнять сведения о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо);
соблюдать речевой этикет (слова приветствия);
правильно употреблять звуки и буквы, различать буквы гъ, къ, б, п, д, т, з;
выделять главную мысль текста, делить текст на абзацы;
определять восклицательные предложения;
различать словосочетания и предложения, различать простое и составное предложение;
различать прямое и переносное значение слова, употреблять синонимы, антонимы и омонимы, определять устойчивые сочетания слов, работать с разными словарями;
определять состав слова, находить однокоренные слова, выделять в словах аффиксы;
различать части речи и характеризовать их;
определять имена существительные, различать собственные имена существительные, определять число имен существительных;
определять имена прилагательные;
определять глаголы, их значение и употребление в речи, времена глагола, положительную и отрицательную формы глагола;
моделировать речевую ситуацию общения;
соблюдать нормы речевого этикета;
владеть диалогической и монологической формами речи;
различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности;
различать жанры письма и поздравления;
создавать собственные тексты и редактировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
использовать в текстах синонимы и антонимы;
составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картин, наблюдений, на основе опорных слов.
42.10.6. Предметные результаты изучения родного (карачаевского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
определять значение в жизни людей языка и речи;
характеризовать язык как средство общения, речь как процесс общения;
владеть устной и письменной речью;
определять главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, различать простые и сложные предложения;
определять связь слов в предложении;
определять состав слова, выделять суффиксы в словах;
определять сложные слова, владеть правописанием сложных слов, слитным и раздельным написанием сложных слов;
различать имена существительные, определять их значение и употребление в речи;
различать собственные и нарицательные имена существительные;
изменять имена существительные по падежам;
определять категорию принадлежности у имен существительных (анам, ананг, анасы), категорию сказуемости у имен существительных;
выделять суффиксы словообразования имен существительных и аффиксы словообразования имен существительных (-чы, -чи, -чу, -чу, -лы, -ли, -лу, -лю, -лыкъ, -лик, -лукъ, -люк);
изменять имена существительные в притяжательной и непритяжательной форме;
чередовать согласные ч и ш в корне слова у существительных в середине слова;
характеризовать имена прилагательные, их значение и употребление в речи;
владеть правописанием имен прилагательных с дефисом;
различать суффиксы словообразования имен прилагательных и аффиксы словообразования имен прилагательных;
выделять усилительные прилагательные;
различать имена числительные (количественные, порядковые) и употреблять в речи числительные с существительными;
определять глаголы повелительного наклонения;
соблюдать в процессе общения правила этикета;
отбирать речевые формулы в соответствии с ситуацией, статусом собеседника, степенью знакомства с ним (уместность, точность, краткость и правильность);
использовать общеупотребительные формы речевого этикета;
различать основные виды изложений и сочинений (без заучивания определений): подробное, выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей