138.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (тувинском) языке на уровне начального общего образования

138.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (тувинском) языке на уровне начального общего образования.

138.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (тувинском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (тувинском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами тувинской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

138.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (тувинском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

138.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

138.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

138.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

138.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

138.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

138.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

138.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (тувинском) языке с использованием предложенного образца.

138.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (тувинском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

читать вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами;

воспринимать на слух тексты на тувинском языке;

понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух и прочитанных самостоятельно;

отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения;

определять последовательность событий в тексте;

находить нужное произведение в книге, ориентируясь на оглавление;

целенаправленно пополнять активный словарный запас;

выразительно читать художественный текст;

читать наизусть 3 - 4 стихотворения разных авторов на тувинском языке;

отличать прозаическое произведение от стихотворного (на практическом уровне);

различать малые жанры фольклора (пословицы, загадки, считалки, поговорки);

определять тему произведения при помощи учителя;

определять по интонации настроение героя произведения;

находить элементы описания в произведении;

наблюдать за изменениями тона и темпа (не называя термины) в стихотворном тексте;

читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям;

иллюстрировать прослушанный текст;

анализировать иллюстрации, соотносить их с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженной в тексте;

работать с детской книгой - находить автора, оглавление;

называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;

определять по ключевым словам, о чем говорится в тексте, выделять ключевые слова в сказках и коротких рассказах;

определять героя произведения;

находить в книге произведения в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).

138.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (тувинском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и смыслового чтения;

строить короткое монологическое высказывание: краткий или развернутый ответ на вопрос учителя;

слушать собеседника, отвечать на вопросы, не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

создавать тексты разных типов текста;

читать наизусть 5 - 6 стихотворений разных авторов на тувинском языке;

соблюдать нормы тувинского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме материала, представленного в учебнике);

различать сказки о животных и волшебные;

различать сказку и рассказ;

составлять простую характеристику персонажа;

находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (синонимы, антонимы, сравнения);

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

выделять сюжетную линию в рассказе;

устанавливать связь сказок и пословиц;

осознанно выбирать интонацию и темп чтения, делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

творчески пересказывать содержание прочитанного или прослушанного текста;

составлять текст по предложенному плану;

составлять словесные картины с элементами описания;

иллюстрировать понравившиеся сюжеты произведений;

выполнять проектную работу по заданной теме;

характеризовать представленную на выставке книгу;

организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;

называть имена 2 - 3 классиков тувинской литературы и 2 - 3 тувинских детских писателей;

называть изученные произведения;

находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке;

выделять незнакомые слова в тексте, определять их значение с помощью словаря;

определять тему текста, озаглавливать текст;

составлять план прозаического произведения, определять последовательность пунктов плана текста, делить текст на абзацы;

работать в паре, в малой группе над элементарным анализом прочитанного произведения;

выделять части текста по предложенному плану;

пересказывать прочитанные произведения;

характеризовать героев произведения;

определять типы книг и выбирать необходимую книгу из списка рекомендованной литературы;

находить в книге оглавление, аннотацию, определять автора, художника-иллюстратора;

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

138.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (тувинском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;

составлять самостоятельно вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;

использовать выразительные средства языка (синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты) в собственном монологическом высказывании;

выявлять особенности тувинского речевого этикета;

объяснять особенности речевого этикета на примере художественных произведений;

называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений, перечислять названия их произведений и пересказывать содержание текстов;

слушать высказывания собеседника, отвечать на его вопросы, аргументировать свою точку зрения;

находить в прочитанном тексте нужную информацию;

читать наизусть 7 - 8 стихотворений разных авторов;

наблюдать за рифмой, ритмом стихотворения;

находить в тексте языковые средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет);

различать жанры прочитанных художественных текстов;

различать бытовую сказку и рассказ;

выявлять особенности сказок о животных, волшебных, бытовых;

сравнивать характеры героев разных произведений;

инсценировать фрагменты прозаических текстов;

создавать устные и письменные небольшие высказывания на основе прочитанного или услышанного художественного текста;

иллюстрировать фрагменты прочитанных произведений;

выполнять проектную работу по заданной теме;

описывать книгу на основе ее содержания; прогнозировать содержание книги по заголовку, теме, иллюстрациям;

пользоваться алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации;

делить текст на части, озаглавливать их и составлять простой план;

формулировать главную мысль текста;

пересказывать выборочно прочитанный текст;

находить в тексте материал для характеристики героя;

давать характеристику героям на основе их поступков;

сопоставлять тувинский художественный текст с тематически сходным текстом русской и других литератур народов России;

высказывать свое отношение к прочитанному;

определять типы книг и выбирать необходимую книгу из списка рекомендованной литературы;

соотносить иллюстрацию с определенным эпизодом содержания текста;

ориентироваться в соответствующих возрасту лингвистических и литературоведческих словарях и справочниках.

138.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (тувинском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

составлять план текста и использовать его для пересказа;

устанавливать причинно-следственные связи в тексте;

воспроизводить текст с использованием ключевых слов;

обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать высказывание фрагментами или отдельными строчками из произведения;

работать в малых группах, высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения других обучающихся;

читать наизусть 9 - 10 стихотворений разных авторов;

самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления);

находить в тексте языковые средства художественной выразительности (метафора, гипербола);

использовать изученные языковые средства выразительности при характеристике героев (персонажей);

находить в тексте художественные приемы;

выделять в тексте эпизоды, сопоставлять их;

инсценировать в ходе групповой работы отдельные произведения с помощью мимики, жестов, интонации;

создавать собственные небольшие сочинения на заданную тему и делиться своими впечатлениями;

ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

самостоятельно и целенаправленно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру и исходя из собственных предпочтений;

писать аннотацию и отзыв о прочитанной книге;

самостоятельно пользоваться алфавитными и тематическими каталогами, словарями и справочной литературой, использовать информацию для практической работы;

составлять простой и сложный план текста;

характеризовать героя (портрет, черты характера и поступки, речь) с приведением примеров из текста;

выделять незнакомые слова в тексте и искать в словаре их значения;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;

самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему).