70.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (телеутскому) языку на уровне начального общего образования
70.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (телеутскому) языку на уровне начального общего образования.
70.11.1. В результате изучения родного (телеутского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного телеутского языка, отражающего историю и культуру телеутского народа;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание значимости телеутского языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего родного края, телеутского народа, в том числе при работе с текстами на уроках родного (телеутского) языка;
проявление уважения к телеутскому и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
осознание телеутского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей телеутского народа;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; осознание важности телеутского языка как средства общения и самовыражения телеутского народа;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета и правил общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);
бережное отношение к природе посредством примеров из учебных текстов;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальное представление о системе телеутского языка;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению родного (телеутского) языка, активность и самостоятельность в его познании.
70.11.2. В результате изучения родного (телеутского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
70.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления телеутского языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
70.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения заданий, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
70.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (обращаясь к учебнику, словарям, справочникам);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о значении слова, о написании и произношении слова, о происхождении слова);
анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
70.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах работы, о результатах наблюдения, выполнения проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления.
70.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
70.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибки.
70.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
70.11.3. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
соблюдать правила речевого этикета (приветствие, прощание);
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
распознавать устную и письменную речь;
различать гласные и согласные звуки;
определять звуки телеутского и русского языков;
правильно называть буквы телеутского алфавита вне слова;
читать по слогам, целыми словами, соблюдая интонацию;
писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
писать прописные и строчные буквы;
определять количество и последовательность звуков в слове;
определять количество слогов в слове;
переносить слова на другую строку;
составлять предложения из слов;
находить границы предложения в деформированном тексте;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
составлять предложения по сюжетным картинкам;
переводить тексты с русского на телеутский язык и наоборот (с помощью учителя);
списывать по предложенному алгоритму небольшие тексты.
70.11.4. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь, соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
различать понятия "звук" и "буква", правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове;
различать гласные и согласные звуки телеутского и русского языков, правильно их употреблять и произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: долгий или краткий, ударный или безударный, мягкий или твердый (закон сингармонизма);
определять качественную характеристику согласного звука в слове: звонкий или глухой, парный или непарный, мягкий или твердый;
находить в слове звуки, характерные только для телеутского языка;
правильно употреблять согласные звуки [j] и [т] в начале слова, находить общее и различие в их употреблении в телеутской и русской речи;
устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах;
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
определять ударные и безударные слоги в слове, определять отличительные особенности в постановке ударения в телеутском и русском языках;
употреблять в диалогах слова "jе" ("да"), "jок;" ("нет");
различать однозначные и многозначные слова;
выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов (без употребления терминов);
находить корень слова (простые случаи);
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
осуществлять разбор слова по составу (простые случаи);
находить в предложении имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, распознавать имена существительные по вопросам, находить в предложении имена собственные и нарицательные (без употребления терминов), различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, выявлять отличительные особенности одушевленных имен существительных телеутского языка; различать имена существительные единственного и множественного числа;
распознавать имена прилагательные по вопросам, подбирать прилагательные близкие и противоположные по значению;
находить глаголы по вопросам, объяснять роль глаголов в предложении; преобразовывать глаголы единственного числа в форму множественного числа и наоборот;
находить местоимения в речи, использовать личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа и заменять ими имена существительные в речи;
находить имена числительные по вопросам;
находить наречия места, времени и образа действия (без употребления термина и деления на виды) по вопросам;
различать слово, словосочетание и предложение;
распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
находить главные члены предложения;
составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;
составлять схему предложения, составлять предложение по заданной схеме;
анализировать предложение с нарушенным порядком слов, восстанавливать их последовательность в предложении;
выявлять и понимать тему и главную мысль текста, подбирать заглавие к тексту;
составлять текст по сюжетным картинкам, вопросам и ключевым словам;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
составлять небольшие повествовательные и описательные тексты на близкую тему для обучающихся (после предварительной подготовки);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 23 слов;
писать под диктовку короткие предложения или несложный связный текст, состоящий из знакомых слов;
переводить несложные предложения с телеутского языка на русский язык, с русского языка на телеутский язык;
использовать в работе русско-телеутский и телеутско-русский словарь.
70.11.5. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
осознанно, правильно и выразительно читать вслух предложения и короткие тексты;
объяснять написание согласных звуков в начале слова;
соотносить и объяснять соотношение звуков и букв в словах телеутского и русского языков;
выделять ударение в слове, сопоставлять звуки и ударения в словах исконно телеутских и заимствованных из русского языка;
различать слова с прямым и переносным значением слова;
выявлять слова, заимствованные из русского языка, правильно их произносить и использовать в речи;
определять синонимы, антонимы в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
выделять корень слова (простые случаи);
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
моделировать слово по заданному составу;
соблюдать правила написания удвоенных согласных на стыке корня и аффикса;
проводить разбор слова по составу (простые случаи);
определять грамматические признаки имен существительных, изменять существительное по падежам;
образовывать существительные с помощью аффиксов;
употреблять в речи уменьшительно-ласкательную форму имен существительных;
выявлять имя прилагательное среди других частей речи по грамматическим признакам и вопросам, образовывать имена прилагательные с помощью аффиксов;
определять имена прилагательные близкие и противоположные по значению;
определять роль прилагательного в предложении, тексте-описании;
находить глагол в речи по грамматическим признакам и вопросам;
определять лицо и время глаголов, изменять глагол по лицам и временам;
образовывать отрицательную форму глагола;
определять личные местоимения; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;
употреблять в речи указательные и лично-притяжательные местоимения (без употребления терминов);
различать и находить в тексте имя числительное по вопросам, использовать в речи имена числительные, отличать количественные и порядковые имена числительные, правильно писать имена числительные;
использовать послелоги в речи, отличать послелог от предлога (на практическом уровне);
классифицировать предложения по цели высказывания и интонации;
определять главные члены предложения - подлежащее и сказуемое, ставить к ним вопросы;
иметь представление о второстепенных членах предложения, распространенных и нераспространенных предложениях;
соблюдать нормы правописания сложных слов, состоящих из двух корней, преобразование глухого согласного в звонкий согласный звук между гласными звуками, удвоенные согласные на стыке между корнем и аффиксом;
расставлять знаки препинания в конце предложения, в предложениях с однородными членами, с обращением;
соблюдать нормы речевого этикета в речи (поздравление, приглашение, обращение с просьбой, благодарность и другие);
выделять части текста (вступление, основная и заключительная части), устанавливать смысловую связь предложений;
составлять план текста, устанавливать последовательность событий в тексте;
создавать текст по предложенному или составленному плану;
кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства телеутского языка;
использовать нормы речевого этикета при составлении приглашения и поздравления;
правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 25 слов;
писать изложения и тексты под диктовку объемом не более 20 слов с учетом изученных правил правописания;
писать сочинение по иллюстрации, используя выразительные средства языка;
соблюдать нормы телеутского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
находить в тексте незнакомые слова, объяснять их значение, работать со словарями;
составлять предложения по ключевым словам, записывать по памяти небольшие предложения, переводить их на русский язык.
70.11.6. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
читать выразительно предложения, тексты, стихотворные произведения, определять в них логические ударения, паузы;
соблюдать нормы речевого этикета;
объяснять особенности гласных (мягких, твердых) звуков (закон сингармонизма);
проводить звуко-буквенный разбор слова (по алгоритму);
находить в тексте многозначные слова и заимствованные слова из русского языка;
подбирать к предложенным словам синонимы, подбирать к предложенным словам антонимы;
устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков и вопросам;
образовывать новые слова при помощи аффиксов;
проводить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола по алгоритму (простые случаи);
определять грамматические признаки имен существительных: число, падеж, изменять имена существительные по падежам и числам;
распознавать имена прилагательные в тексте, определять их роль в речи, правильно писать имена прилагательные с аффиксами;
употреблять имена прилагательные, характеризующие человека;
образовывать глаголы от имени существительного и имени прилагательного;
определять роль вспомогательных глаголов;
определять грамматические признаки глаголов (лицо, число и время), изменять глагол по лицам, числам, временам;
использовать в речи местоимения (личные указательные, лично-притяжательные);
отличать союз от послелога, находить союзы в тексте;
отличать наречия от других частей речи, осознавать, что наречия поясняют глаголы;
находить в предложении второстепенные члены предложения, однородные члены предложения;
определять отличительные признаки простого и сложного предложения;
соблюдать знаки препинания в предложениях с прямой речью и обращением;
проводить синтаксический разбор простого предложения;
составлять тексты на определенную тему с использованием разных типов речи, в том числе по заданному началу и (или) по предложенному заголовку, соблюдая структуру текста;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей