70.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (телеутскому) языку на уровне начального общего образования

70.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (телеутскому) языку на уровне начального общего образования.

70.11.1. В результате изучения родного (телеутского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного телеутского языка, отражающего историю и культуру телеутского народа;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание значимости телеутского языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации;

осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего родного края, телеутского народа, в том числе при работе с текстами на уроках родного (телеутского) языка;

проявление уважения к телеутскому и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

2) духовно-нравственного воспитания:

осознание телеутского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей телеутского народа;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; осознание важности телеутского языка как средства общения и самовыражения телеутского народа;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из учебных текстов;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальное представление о системе телеутского языка;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению родного (телеутского) языка, активность и самостоятельность в его познании.

70.11.2. В результате изучения родного (телеутского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

70.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления телеутского языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

70.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов выполнения заданий, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

70.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (обращаясь к учебнику, словарям, справочникам);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о значении слова, о написании и произношении слова, о происхождении слова);

анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

70.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

подготавливать небольшие публичные выступления о результатах работы, о результатах наблюдения, выполнения проектного задания;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления.

70.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

70.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибки.

70.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

70.11.3. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

соблюдать правила речевого этикета (приветствие, прощание);

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

распознавать устную и письменную речь;

различать звуки и буквы;

различать гласные и согласные звуки;

определять звуки телеутского и русского языков;

правильно называть буквы телеутского алфавита вне слова;

читать по слогам, целыми словами, соблюдая интонацию;

писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

писать прописные и строчные буквы;

определять количество и последовательность звуков в слове;

определять количество слогов в слове;

переносить слова на другую строку;

выделять предложения из речи;

составлять предложения из слов;

находить границы предложения в деформированном тексте;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

составлять предложения по сюжетным картинкам;

переводить тексты с русского на телеутский язык и наоборот (с помощью учителя);

списывать по предложенному алгоритму небольшие тексты.

70.11.4. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

различать устную и письменную речь, соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

различать понятия "звук" и "буква", правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове;

различать гласные и согласные звуки телеутского и русского языков, правильно их употреблять и произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове: долгий или краткий, ударный или безударный, мягкий или твердый (закон сингармонизма);

определять качественную характеристику согласного звука в слове: звонкий или глухой, парный или непарный, мягкий или твердый;

находить в слове звуки, характерные только для телеутского языка;

правильно употреблять согласные звуки [j] и [т] в начале слова, находить общее и различие в их употреблении в телеутской и русской речи;

устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;

объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах;

определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

определять ударные и безударные слоги в слове, определять отличительные особенности в постановке ударения в телеутском и русском языках;

употреблять в диалогах слова "jе" ("да"), "jок;" ("нет");

различать однозначные и многозначные слова;

выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов (без употребления терминов);

находить корень слова (простые случаи);

различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

осуществлять разбор слова по составу (простые случаи);

находить в предложении имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, распознавать имена существительные по вопросам, находить в предложении имена собственные и нарицательные (без употребления терминов), различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, выявлять отличительные особенности одушевленных имен существительных телеутского языка; различать имена существительные единственного и множественного числа;

распознавать имена прилагательные по вопросам, подбирать прилагательные близкие и противоположные по значению;

находить глаголы по вопросам, объяснять роль глаголов в предложении; преобразовывать глаголы единственного числа в форму множественного числа и наоборот;

находить местоимения в речи, использовать личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа и заменять ими имена существительные в речи;

находить имена числительные по вопросам;

находить наречия места, времени и образа действия (без употребления термина и деления на виды) по вопросам;

различать слово, словосочетание и предложение;

распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

находить главные члены предложения;

составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;

составлять схему предложения, составлять предложение по заданной схеме;

анализировать предложение с нарушенным порядком слов, восстанавливать их последовательность в предложении;

выявлять и понимать тему и главную мысль текста, подбирать заглавие к тексту;

составлять текст по сюжетным картинкам, вопросам и ключевым словам;

озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

составлять небольшие повествовательные и описательные тексты на близкую тему для обучающихся (после предварительной подготовки);

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 23 слов;

писать под диктовку короткие предложения или несложный связный текст, состоящий из знакомых слов;

переводить несложные предложения с телеутского языка на русский язык, с русского языка на телеутский язык;

использовать в работе русско-телеутский и телеутско-русский словарь.

70.11.5. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

осознанно, правильно и выразительно читать вслух предложения и короткие тексты;

объяснять написание согласных звуков в начале слова;

соотносить и объяснять соотношение звуков и букв в словах телеутского и русского языков;

выделять ударение в слове, сопоставлять звуки и ударения в словах исконно телеутских и заимствованных из русского языка;

различать слова с прямым и переносным значением слова;

выявлять слова, заимствованные из русского языка, правильно их произносить и использовать в речи;

определять синонимы, антонимы в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

выделять корень слова (простые случаи);

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

моделировать слово по заданному составу;

соблюдать правила написания удвоенных согласных на стыке корня и аффикса;

проводить разбор слова по составу (простые случаи);

определять грамматические признаки имен существительных, изменять существительное по падежам;

образовывать существительные с помощью аффиксов;

употреблять в речи уменьшительно-ласкательную форму имен существительных;

выявлять имя прилагательное среди других частей речи по грамматическим признакам и вопросам, образовывать имена прилагательные с помощью аффиксов;

определять имена прилагательные близкие и противоположные по значению;

определять роль прилагательного в предложении, тексте-описании;

находить глагол в речи по грамматическим признакам и вопросам;

определять лицо и время глаголов, изменять глагол по лицам и временам;

образовывать отрицательную форму глагола;

определять личные местоимения; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;

употреблять в речи указательные и лично-притяжательные местоимения (без употребления терминов);

различать и находить в тексте имя числительное по вопросам, использовать в речи имена числительные, отличать количественные и порядковые имена числительные, правильно писать имена числительные;

использовать послелоги в речи, отличать послелог от предлога (на практическом уровне);

классифицировать предложения по цели высказывания и интонации;

определять главные члены предложения - подлежащее и сказуемое, ставить к ним вопросы;

иметь представление о второстепенных членах предложения, распространенных и нераспространенных предложениях;

соблюдать нормы правописания сложных слов, состоящих из двух корней, преобразование глухого согласного в звонкий согласный звук между гласными звуками, удвоенные согласные на стыке между корнем и аффиксом;

расставлять знаки препинания в конце предложения, в предложениях с однородными членами, с обращением;

соблюдать нормы речевого этикета в речи (поздравление, приглашение, обращение с просьбой, благодарность и другие);

выделять части текста (вступление, основная и заключительная части), устанавливать смысловую связь предложений;

составлять план текста, устанавливать последовательность событий в тексте;

создавать текст по предложенному или составленному плану;

кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства телеутского языка;

использовать нормы речевого этикета при составлении приглашения и поздравления;

правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 25 слов;

писать изложения и тексты под диктовку объемом не более 20 слов с учетом изученных правил правописания;

писать сочинение по иллюстрации, используя выразительные средства языка;

соблюдать нормы телеутского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

находить в тексте незнакомые слова, объяснять их значение, работать со словарями;

составлять предложения по ключевым словам, записывать по памяти небольшие предложения, переводить их на русский язык.

70.11.6. Предметные результаты изучения родного (телеутского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

читать выразительно предложения, тексты, стихотворные произведения, определять в них логические ударения, паузы;

соблюдать нормы речевого этикета;

объяснять особенности гласных (мягких, твердых) звуков (закон сингармонизма);

проводить звуко-буквенный разбор слова (по алгоритму);

находить в тексте многозначные слова и заимствованные слова из русского языка;

подбирать к предложенным словам синонимы, подбирать к предложенным словам антонимы;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков и вопросам;

образовывать новые слова при помощи аффиксов;

проводить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола по алгоритму (простые случаи);

определять грамматические признаки имен существительных: число, падеж, изменять имена существительные по падежам и числам;

распознавать имена прилагательные в тексте, определять их роль в речи, правильно писать имена прилагательные с аффиксами;

употреблять имена прилагательные, характеризующие человека;

образовывать глаголы от имени существительного и имени прилагательного;

определять роль вспомогательных глаголов;

определять грамматические признаки глаголов (лицо, число и время), изменять глагол по лицам, числам, временам;

использовать в речи местоимения (личные указательные, лично-притяжательные);

отличать союз от послелога, находить союзы в тексте;

отличать наречия от других частей речи, осознавать, что наречия поясняют глаголы;

находить в предложении второстепенные члены предложения, однородные члены предложения;

определять отличительные признаки простого и сложного предложения;

соблюдать знаки препинания в предложениях с прямой речью и обращением;

проводить синтаксический разбор простого предложения;

составлять тексты на определенную тему с использованием разных типов речи, в том числе по заданному началу и (или) по предложенному заголовку, соблюдая структуру текста;

воспроизводить текст по плану.