89.5. Пояснительная записка

89.5. Пояснительная записка.

89.5.1. Программа по родному (шорскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

89.5.2. Родной (шорский) язык является родным языком и основой духовной культуры шорского народа.

89.5.3. Изучение родного (шорского) языка начинается на уровне начального общего образования, продолжается на уровне основного общего образования и завершается на уровне среднего общего образования.

89.5.4. Введение обучающихся в мир родного (шорского) языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове содержания (значения) и формы (фонетической и графической).

В ходе освоения программы по родному (шорскому) языку у обучающихся складываются представления о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, они осознают значение шорского языка в жизни родного народа.

89.5.5. Программа по родному (шорскому) языку направлена на формирование у обучающихся первоначальных умений и навыков владения родным языком как средством общения в устной и письменной формах, на развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования родного языка как языка обучения, воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения к многонациональному населению страны.

89.5.6. Программа по родному (шорскому) языку предусматривает взаимосвязанное обучение аудированию, чтению, говорению и письму на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности. Обучение шорскому языку на уровне начального общего образования предполагает использованием интуиции обучающегося и его лингвистической компетенции, формируемой в процессе изучения других языков.

В основе практической направленности обучения лежит принцип коммуникативности, который предполагает включение обучающихся в продуктивную речевую деятельность на шорском языке. Принцип коммуникативности является ведущим среди других методических принципов и обеспечивает единство процесса изучения обучающимися шорского языка при главенствующей роли речевой практики. Так, центральное место должна занимать работа по формированию и развитию умений и навыков общения. На каждом уроке обучающиеся должны как можно больше говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, вести диалог с учителем в соответствии с заданной коммуникативной задачей, пересказывать содержание прочитанного и услышанного, отвечать на вопросы по содержанию текста. Важна систематическая работа над словом, его значением, произношением, правописанием. Обучающиеся учатся строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения, составлять тексты, диалоги по заданному образцу и самостоятельно на предложенную тему, по иллюстрации.

89.5.7. При изучении шорского языка важно овладевать его словарным составом. Предназначенное для освоения количество лексических единиц в каждом классе должно предоставлять обучающимся возможность общаться в сфере повседневной деятельности, в том числе учебной. Таким образом, словарный запас обучающихся на уровне начального общего образования составляет около 600 слов, из них 100 слов активно усваиваются в 1 классе, по 150 - во 2 и 3 классах, 200 - в 4 классе. Учитель может добавить 50 - 70 слов в каждом классе.

Активное усвоение лексики предполагает практическое ознакомление обучающихся с лексическим значением слов, с явлениями многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, с образованием слов от одного корня при помощи аффиксов и другие.

Также обучающиеся знакомятся с фонетическим и морфологическим составом слова, изучают основные части речи и их важнейшие грамматические категории, синтаксические роли в предложении. Грамматический материал в Программе вводится по принципу концентризма: одна и та же тема в каждом последующем классе изучается более глубоко и более широко, чем в предыдущем.

89.5.8. Обучение всем уровням языка и всем видам речевой деятельности происходит комплексно и строится на материале занимательных текстов для чтения, письма и аудирования, фольклорных текстов, упражнений по развитию речи.

89.5.9. В содержании программы по родному (шорскому) языку выделяются следующие содержательные линии: "Систематический курс" ("Фонетика, орфоэпия, графика, орфография". "Лексика", "Морфемика", "Морфология", "Синтаксис и пунктуация") и "Развитие речи".

89.5.10. Изучение родного (шорского) языка направлено на достижение следующих целей:

воспитание любви к родному краю, культуре и истории своего народа, родному языку;

формирование элементарных коммуникативных умений, таких как: способность воспринимать родную речь на слух, высказывать свои мысли в соответствии с конкретной ситуацией, выражать собственное отношение к теме, предмету разговора;

формирование первоначальных знаний о системе и структуре шорского языка - фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе;

формирование представлений о языковой культуре шорского народа через изучение формул этикета, пословиц и поговорок.

89.5.11. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (шорского) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).