90.5. Пояснительная записка

90.5. Пояснительная записка.

90.5.1. Программа по родному (эвенкийскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

90.5.2. Родной (эвенкийский) язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной речи. Изучение родного (эвенкийского) языка обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких ее компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.

90.5.3. Изучение родного (эвенкийского) языка обладает огромным потенциалом освоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием родного языка как явления национальной культуры, пониманием связи родного языка и мировоззрения эвенкийского народа.

90.5.4. Изучение родного (эвенкийского) языка направлено на достижение следующих целей:

приобретение обучающимися первоначальных представлений о родном (эвенкийском) языке и национальной культуре эвенков, осознание значения родного (эвенкийского) языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей эвенкийского народа, осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах родного (эвенкийского) литературного языка (аудирование, говорение, чтение, письмо).

овладение первоначальными научными представлениями о системе эвенкийского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи, использование в речевой деятельности норм родного (эвенкийского) литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

90.5.5. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения родному (эвенкийскому) языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре родного (эвенкийского) языка, способствовать усвоению норм эвенкийского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.

90.5.6. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех норм речевой деятельности, обработку навыков использования усвоенных норм эвенкийского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом "Литературное чтение на родном (эвенкийском) языке".

90.5.7. Программа позволит педагогическому работнику:

реализовать в процессе преподавания родного (эвенкийского) языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных во ФГОС НОО;

определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета "Родной (эвенкийский) язык" в течение четырех лет обучения в соответствии с ФГОС НОО;

разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса.

90.5.8. В содержании программы по родному (эвенкийскому) языку выделяются следующие содержательные линии: "Виды речевой деятельности", "Систематический курс", "Развитие речи", рекомендуется последовательность изучения тем, которые ориентированы на совершенствование устной и письменной речи обучающихся, а также на расширение их лингвистических представлений.

Тематика текстов направлена:

на изучение всего, что соприкасается с личностью обучающегося, с целью его речевого развития. Внимание акцентируется на семье, школе, друзьях, одноклассниках и других;

на воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к окружающему миру, к природному и культурному достоянию человечества (для работы предлагаются тексты, об окружающем мире);

на укрепление гражданской идентичности обучающихся, развитие патриотизма, любви и уважения к Отечеству, культурными символами России через знакомство с региональными особенностями повседневной жизни, быта, традициями эвенков, проживающих на территории России, особенностями сельской и городской жизни и жизни в тайге;

на формирование представлений о национальной ментальности, мироощущении, нравственных законах эвенкийского народа. При изучении тем данной тематики используются материалы о традиционной материальной и духовной культуре эвенков: обычаях, обрядах, праздниках, играх, национальном костюме, декоративно-прикладном искусстве.

90.5.9. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (эвенкийского) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).