100.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (абазинском) языке на уровне начального общего образования

100.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (абазинском) языке на уровне начального общего образования.

100.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (абазинском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (абазинском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами абазинской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

100.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (абазинском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

100.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

100.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

100.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

100.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

100.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

100.10.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

100.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (абазинском) языке с использованием предложенного образца.

100.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (абазинском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта абазин;

понимать содержание прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

воспринимать устную речь учителя, других обучающихся, понимать содержание слов, словосочетаний, предложений и коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в тексте основные логические части;

читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

читать наизусть не менее 2 стихотворений разных авторов;

читать вслух, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

работать с учебником (использовать систему условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение по оглавлению учебника, связывать иллюстрации с содержанием соответствующего текста, пользоваться словарем в конце учебника);

рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике, строить небольшой рассказ по сюжету иллюстраций и текста;

отличать прозаическое произведение от стихотворного;

различать малые жанры фольклора: пословицы, загадку, считалку, скороговорку, сказку, рассказы, стихотворения;

участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

находить средства художественной выразительности в тексте (повтор, восклицательный и вопросительный знаки);

ориентироваться в школьной библиотеке.

100.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (абазинском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры абазин, ориентироваться в нравственно-этических понятиях (в контексте изученных произведений);

целенаправленно и внимательно слушать собеседника (учителя и других обучающихся): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

воспринимать и понимать содержание текстов, воспринятых на слух;

ориентироваться в книге по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;

читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями, ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

называть имена 2 - 3 классиков абазинской литературы, называть имена 2 - 3 современных писателей;

перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

описывать и сравнивать героев произведения (их имена, внешний вид) и их поступки;

читать наизусть не менее 3 стихотворений разных авторов (по выбору);

пользоваться словарем для выяснения значений слов;

сравнивать фольклорные и авторские художественные произведения (отмечать их сходство и различие);

ориентироваться в жанровом разнообразии произведений (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки, басни, рассказы, стихотворения);

сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;

определять смыслы малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок);

выделять особенности произведения по жанру, различать сказку и рассказ;

сравнивать прозаическую и стихотворную речь (узнавание, различение);

определять сюжет, тему, главную мысль произведения, характеризовать персонажей;

находить с помощью учителя изобразительно-выразительные средства литературного языка произведения (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение);

делить текст на смысловые части;

выразительно декламировать художественное произведение;

читать тексты по ролям, участвовать в постановке живых картин;

создавать собственные тексты (мини-сочинение, рассказ, стихотворение);

сравнивать иллюстрации в учебнике с соответствующими художественными текстами;

эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой;

выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка.

100.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (абазинском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы;

целенаправленно слушать речь учителя, других обучающихся, выделять из нее главную и второстепенную информацию;

отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, по последовательности событий;

участвовать в диалогах;

читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

рассказывать о любимом литературном герое;

выявлять авторское отношение к герою;

характеризовать героев, описывать характер героя;

называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений, перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

читать наизусть не менее 4 стихотворений разных авторов (по выбору);

понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

узнавать и различать жанры: малые жанры фольклора, сказки фольклорные и литературные, басню, рассказ, стихотворение;

давать жанровые характеристики рассказу, стихотворению, басне, видеть особенности их построения и используемые выразительные средства;

характеризовать сюжет, тему, идею художественного произведения;

оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

находить средства художественной выразительности в авторской литературе (синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболу (преувеличение), крылатые выражения);

определять микротемы текста;

эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

интерпретировать литературный текст в творческой деятельности (декламация, инсценировка, живые картины, живописные и музыкальные произведения);

читать по ролям с соблюдением норм произношения;

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий (эпизодов текста), составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

пересказывать произведение (устно) от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

создавать собственные тексты в форме устных высказываний или письменных сочинений;

перерабатывать текст, сочинять отсутствующее начало или конец текста;

создавать свои иллюстрации (рисунки, афиши, видеоряд) к тексту;

выбирать книги для самостоятельного чтения, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге.

100.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (абазинском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях абазинской литературы отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народа;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрации);

целенаправленно слушать речь учителя, других обучающихся, выделять из нее информацию по заданию учителя, отвечать на заданные вопросы;

письменно пересказывать услышанное;

различать типы рифм (по расположению ударного слога, составные);

определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа;

характеризовать героев произведений, сравнивать характеры героев одного и разных произведений, выявлять авторское отношение к герою;

читать наизусть не менее 5 стихотворений или отрывки из них в соответствии с изученной тематикой произведений (по выбору);

пересказывать текст кратко и подробно;

представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

определять выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (подготовка устного сообщения на определенную тему);

самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления);

представлять направление развития художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

отличать народные произведения от авторских;

давать расширенную характеристику герою произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;

интерпретировать тексты литературных произведений в своей творческой деятельности (декламация, инсценирование, драматизация);

создавать разные виды рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев), следуя правилам их построения;

работать с деформированным текстом, используя различные способы;

создавать собственные тексты сказок, рассказов, стихотворений;

сопоставлять тексты абазинской литературы с русской литературой;

выполнять проектные задания на литературные темы с использованием различных источников и способов переработки информации.