61.9. Содержание обучения в 4 классе

61.9. Содержание обучения в 4 классе.

61.9.1. Основные сведения о языке. Язык и культура.

Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства (первоначальные представления). Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.

61.9.2. Систематический курс.

61.9.2.1. Фонетика, графика, орфоэпия.

Звуки. Классификация звуков вне слова и в слове. Звуко-буквенный разбор слова.

Буквенные и небуквенные символы (повторение).

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков. Ударение в словах в соответствии с нормами нивхского языка. Орфоэпический словарь.

61.9.2.2. Лексика.

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

61.9.2.3. Морфемика.

Состав слова. Словообразование (ознакомительно). Повторение: разбор изменяемых слов по составу. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, суффикса. Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Словообразующая роль аффиксов.

61.9.2.4. Морфология.

Части речи. Имя существительное. Падежи имен существительных. Притяжательные формы существительных.

Имя числительное. Значение и употребление в речи. Количественные числительные (ознакомительно). Правописание окончаний количественных имен числительных. Счет предметов разнообразной формы до 10 и более.

Неопределенная форма глагола. Времена глагола. Повелительное наклонение глагола. Отрицательная форма глагола.

Наречие: общее понятие. Наречия степени, времени и места (ознакомительно).

Послелоги: общее понятие. Союзные слова: общее понятие.

61.9.2.5. Синтаксис.

Предложение. Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях.

Главные и второстепенные члены предложения.

Простое предложение. Предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Сложное предложение.

Текст как основная единица речи. Тема и главная мысль текста. Текст, признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста (повторение). Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями.

61.9.2.6. Орфография и пунктуация.

Правила правописания, изученные в 1 - 3 классах. Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых. Знаки препинания в предложении с обращением.

61.9.2.7. Развитие речи.

Нормы речевого этикета: приветствие, прощание, согласие-несогласие, впечатление, просьбы, благодарность, сомнение, приглашение, выражения классного обихода. Устная и письменная речь. Речь диалогическая и монологическая. Создание условий для речевого общения на родном языке, стимулирование обучающихся к коммуникации.

Речь (устная и письменная). Значение языка и речи в жизни людей, роль языка в жизни и общении.

Текст как основная единица речи. Тема и главная мысль текста. Типы текста.

Тематические группы лексики нивхского языка: "Осенние работы" (помощь взрослым, сбор урожая, ягод), "Человек и природа. Охрана природы" (правила поведения в лесу, помощь птицам и животным), "Наши писатели и ученые" (биография писателей и ученых, их достижения, труды), "Наша родина. Наш край" (территория расселения нивхов, значения нивхских названий поселков), "Национальная одежда" (названия предметов одежды, орнаментация одежды).