154.5. Пояснительная записка

154.5. Пояснительная записка.

154.5.1. Программа по литературному чтению на родном (лесном юкагирском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

154.5.2. Программа по литературному чтению на родном (лесном юкагирском) языке определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета "Литературное чтение на родном (лесном юкагирском) языке".

154.5.3. Программа по литературному чтению на родном (лесном юкагирском) языке направлена на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.

154.5.4. Программа по литературному чтению на родном (лесном юкагирском) языке включает произведения не только юкагирского фольклора и литературы, но и русских и якутских писателей. Это будет способствовать расширению литературного и культурного кругозора обучающихся, реализации диалога культур, приобщению к общечеловеческим ценностям, таким как добро, сострадание, милосердие, великодушие, совесть, честность, дружба, любовь.

154.5.5. Специфика программы "Литературное чтение на родном (лесном юкагирском) языке" состоит в отборе произведений, отражающих: обычаи, традиции, мировосприятие юкагирского народа, мир детства - это воспитание ребенка в семье, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, восприятие ребенком окружающего мира.

154.5.6. Основные содержательные линии программы по литературному чтению на родном (лесном юкагирском) языке реализованы в разделах "00006811.wmz - омось ("Читать - хорошо") в 1 классе, "Одун чуульдьиипэ" ("Юкагирские сказки"), "Одун литература" ("Юкагирская литература") и "Стихпэлэк таат ньиэдьиилпэлэк 00006812.wmz" ("Стихи и рассказы для детей") - во 2 - 4 классах.

154.5.7. Как часть предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" литературное чтение на родном (лесном юкагирском) языке тесно связан с предметом "Родной (лесной юкагирский) язык". Изучение предмета "Литературное чтение на родном (лесном юкагирском) языке" способствует обогащению речи обучающихся, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений.

Оба курса ориентированы на раскрытие связи языка с историей, материальной и духовной культурой народа. Общей чертой курсов "Литературное чтение на родном (лесном юкагирском) языке" и "Родной (лесной юкагирский) язык" является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов обучающихся, что нашло отражение в специфике выбранных произведений.

154.5.8. Изучение литературного чтения на родном (лесном юкагирском) языке направлено на достижение следующих целей:

воспитание ценностного отношения к юкагирской литературе и юкагирскому языку как существенной части родной культуры;

включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию;

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение родной юкагирской культуры;

развитие читательских умений.

154.5.9. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:

формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;

формирование у обучающегося интереса к юкагирской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

формирование представлений об основных нравственно-эстетических ценностях, значимых для национального юкагирского сознания и отраженных в родной литературе;

обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях родного языка на основе изучения произведений юкагирской литературы;

формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;

совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

развитие видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

154.5.10. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (лесном юкагирском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).