45.8. Содержание обучения в 3 классе

45.8. Содержание обучения в 3 классе.

45.8.1. Фонетика, графика, орфоэпия.

Характеристика звуков коми языка: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, парный или непарный, согласный глухой или звонкий, парный или непарный. Функции разделительных ъ и ь, использование ъ и ь при письме. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ. Отличия в фонетической системе коми и русского языков. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками и каталогами.

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков.

45.8.2. Лексика.

Слово и его значение, понимание слова как единства звучания и значения. Словарное богатство коми языка. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Слова однозначные и многозначные. Синонимы, антонимы и омонимы. Устойчивые выражения (фразеологизмы).

45.8.3. Состав слова (морфемика).

Корень как главная часть слова. Однокоренные слова, признаки однокоренных слов, различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Выделение значимых частей слова (корня, словоизменительных и словообразовательных суффиксов). Значения суффиксов (простейшие примеры), образование однокоренных слов. Основа слова. Разбор слов по составу.

45.8.4. Морфология.

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Падеж имен существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имен существительных по падежам и числам. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Образование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Образование имен прилагательных. Прилагательное в русском и коми языках.

Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам.

45.8.5. Синтаксис и пунктуация.

Установление при помощи вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Словосочетание и предложение. Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные). Обращение (общее представление). Выделение обращения запятыми при письме.

45.8.6. Орфография.

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Контроль и самоконтроль при проверке текстов. Использование орфографического словаря для определения и проверки написания слова.

Правописание сложных существительных с собирательным значением (ай-мам, эня-ныла, рыт-асыв). Сложные существительные с устаревшими компонентами (дозмук), с компонентами, которые образуют существительное с новым значением (турипув, 00000857.wmz). Заимствованные существительные, оканчивающиеся на -р (например, в русском языке - букварь, в коми языке - буквар). Правописание существительных и местоимений с послелогами.

00000858.png

45.8.7. Развитие речи.

Язык как средство общения. Речь и ее значение в жизни. Формы речи: устная, письменная. Диалог, монолог. Наблюдение за особенностями устной и письменной речи. Практическое овладение диалогической формой речи, основными умениями ведения разговора.

Текст и предложение как основные единицы речи. Текст как структурная единица, признаки текста. Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте). Тема текста, определение темы текста. Основная мысль текста, определение основной мысли в текстах, где она не сформулирована автором прямо. Заголовок и его роль. Озаглавливание текстов. Роль заголовка в определении темы, основной мысли и содержания текста. Опорные слова, выделение опорных слов в тексте.

Структура текста: начало, основная часть и концовка. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание.

План текста. Составление плана текста сюжетного характера. Последовательность и связь структурных частей текста. Абзац, красная строка. Составление плана текста, написание текста по заданному плану.

Стили речи: разговорный и художественный. Учебно-деловая речь: устные ответы обучающихся на вопросы по изучаемой теме.

Речевой этикет: приветствие, знакомство и выражение благодарности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Устное и письменное поздравление.