66.6. Содержание обучения в 1 классе
66.6.1. Начальным этапом изучения родного (табасаранского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (табасаранский) язык", 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (табасаранском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" может составлять 23 учебные недели.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Первоначальное представление о тексте. Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
66.6.1.3. Слово и предложение.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и определение количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, Специфические звуки табасаранского языка [гъ], [гь], [къ], [кь], [кI], [п I], [тI], [хъ], [хь], [ц I], [чI]. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип табасаранской графики. Функции букв е, ё, ю, я. Буква ъ как согласный звук и буква. Буква ь и ее функции. Последовательность букв в табасаранском алфавите.
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку, при списывании.
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв.
Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, апострофа. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приемы и последовательность правильного списывания текста.
66.6.1.8. Орфография и пунктуация.
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных (именах людей, кличках животных), перенос по слогам слов без стечения согласных, знаки препинания в конце предложения.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение родного (табасаранского) языка и литературного чтения на родном (табасаранском) языке. На изучение курса родного (табасаранского) языка может отводиться 10 часов (1 час в неделю), продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может составлять 10 недель.
66.6.2.1. Общие сведения о языке.
Язык как основное средство человеческого общения. Значение языка и речи в жизни людей. Язык, речь. Различение устной, письменной речи, а также основных языковых средств (слова, предложения, текст).
Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета; признака предмета; действие предмета:
слова, отвечающие на вопросы "фуж?" ("кто?"), "фужар?" ("кто?"), "фу?" ("что?"), "фйир?" ("что?");
слова, отвечающие на вопросы (ознакомление) "гьапIну?", "гьапIнийи?" ("что делал?"), "гьап I ди?" ("что будет делать?"), "гьапIра?" ("что делает?");
слова, отвечающие на вопросы "фицир?" ("какой?"), "фициб?" ("какой?"), "фицдар?" ("какие?").
Однозначные и многозначные слова. Слова с близким и противоположным значением.
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
66.6.2.4. Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные.
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Произношение. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного табасаранского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Табасаранские специфические звуки и буквы. Геминаты и их обозначение при письме. Лабиализованные звуки и их обозначение при письме.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах (простые случаи). Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, апостроф. Табасаранский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
66.6.2.5. Орфография и пунктуация.
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении, прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных, перенос слов (без учета морфемного членения слова), (перечень слов в орфографическом словаре учебника), знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Речевой этикет. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Этикетные слова табасаранского языка: приветствие - "Гьамусдин хайир!", "Салам!" ("Здравствуйте!"), прощание: "Гежехайир!", "Баркаллагь!", "Сагъул" ("До свидания!"), благодарность - "Чухсагъул!", "Баркаллагь!" ("Спасибо!").
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей