66.6. Содержание обучения в 1 классе

66.6. Содержание обучения в 1 классе.

66.6.1. Начальным этапом изучения родного (табасаранского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (табасаранский) язык", 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (табасаранском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" может составлять 23 учебные недели.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

66.6.1.2. Развитие речи.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Первоначальное представление о тексте. Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

66.6.1.3. Слово и предложение.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

66.6.1.4. Фонетика.

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и определение количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, Специфические звуки табасаранского языка [гъ], [гь], [къ], [кь], [кI], [п I], [тI], [хъ], [хь], [ц I], [чI]. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.

66.6.1.5. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип табасаранской графики. Функции букв е, ё, ю, я. Буква ъ как согласный звук и буква. Буква ь и ее функции. Последовательность букв в табасаранском алфавите.

66.6.1.6. Чтение.

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку, при списывании.

66.6.1.7. Письмо.

Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв.

Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, апострофа. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приемы и последовательность правильного списывания текста.

66.6.1.8. Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных (именах людей, кличках животных), перенос по слогам слов без стечения согласных, знаки препинания в конце предложения.

66.6.2. Систематический курс.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение родного (табасаранского) языка и литературного чтения на родном (табасаранском) языке. На изучение курса родного (табасаранского) языка может отводиться 10 часов (1 час в неделю), продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может составлять 10 недель.

66.6.2.1. Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения. Значение языка и речи в жизни людей. Язык, речь. Различение устной, письменной речи, а также основных языковых средств (слова, предложения, текст).

66.6.2.2. Слово.

Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета; признака предмета; действие предмета:

слова, отвечающие на вопросы "фуж?" ("кто?"), "фужар?" ("кто?"), "фу?" ("что?"), "фйир?" ("что?");

слова, отвечающие на вопросы (ознакомление) "гьапIну?", "гьапIнийи?" ("что делал?"), "гьап I ди?" ("что будет делать?"), "гьапIра?" ("что делает?");

слова, отвечающие на вопросы "фицир?" ("какой?"), "фициб?" ("какой?"), "фицдар?" ("какие?").

Однозначные и многозначные слова. Слова с близким и противоположным значением.

Выявление слов, значение которых требует уточнения.

66.6.2.3. Предложение.

Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.

66.6.2.4. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные.

Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).

Произношение. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного табасаранского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Табасаранские специфические звуки и буквы. Геминаты и их обозначение при письме. Лабиализованные звуки и их обозначение при письме.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах (простые случаи). Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, апостроф. Табасаранский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

66.6.2.5. Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении, прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных, перенос слов (без учета морфемного членения слова), (перечень слов в орфографическом словаре учебника), знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.

66.6.3. Развитие речи.

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Речевой этикет. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Этикетные слова табасаранского языка: приветствие - "Гьамусдин хайир!", "Салам!" ("Здравствуйте!"), прощание: "Гежехайир!", "Баркаллагь!", "Сагъул" ("До свидания!"), благодарность - "Чухсагъул!", "Баркаллагь!" ("Спасибо!").

Составление небольших рассказов на основе наблюдений.