22.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (русскому) языку на уровне начального общего образования
22.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (русскому) языку на уровне начального общего образования.
22.10.1. В результате изучения родного (русского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отраженных в художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова, осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред.
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира), познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
22.10.2. В результате изучения родного (русского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
22.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
22.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев), проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования), формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
22.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
22.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде, проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
22.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
22.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.
22.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
22.10.3. Изучение учебного предмета "Родной (русский) язык" в течение четырех лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение обучающихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка, приобщение к литературному наследию русского народа, обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета, расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
22.10.4. К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по родному (русскому) языку:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значения устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значения русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
уместно использовать коммуникативные приемы диалога (начало и завершение диалога и другие);
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
22.10.5. К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по родному (русскому) языку:
осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значения устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значения русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами, правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем), осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учетом особенностей текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений;
пользоваться орфографическим словарем для определения нормативного написания слов;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника;
создавать тексты-инструкции с использованием предложенного текста;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
22.10.6. К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по родному (русскому) языку:
осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми, слова, называющие природные явления и растения, слова, называющие занятия людей, слова, называющие музыкальные инструменты);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значения русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами, правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем), осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
соблюдать при письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учетом особенностей текста;
правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарем для определения нормативного написания слов;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и другие), определять языковые особенности текстов;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
22.10.7. К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по родному (русскому) языку:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми, с качествами и чувствами людей, родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значения эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значения русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами, правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем), осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать при письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учетом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи собственного текста (в рамках изученного);
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
пользоваться орфографическим словарем для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарем для уточнения происхождения слова;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
составлять план текста, не разделенного на абзацы;
приводить объяснения заголовка текста;
владеть приемами работы с примечаниями к тексту;
работать с текстом: пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
создавать текст как результат собственного мини-исследования, оформлять сообщение в письменной форме и представлять его в устной форме;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей