Специалист по работе с заинтересованными сторонами, обеспечению изменений в организации и выявлению бизнес-проблем (5-й уровень квалификации)

Специалист

по работе с заинтересованными сторонами, обеспечению

изменений в организации и выявлению бизнес-проблем (5-й

уровень квалификации)

1. Наименование квалификации Специалист по работе с заинтересованными сторонами, обеспечению изменений в организации и выявлению бизнес-проблем (5-й уровень квалификации)

2. Номер квалификации: 08.03700.01

3. Уровень (подуровень) квалификации: 5

4. Область профессиональной деятельности: Финансы и экономика

5. Вид профессиональной деятельности: Деятельность по выявлению бизнес-проблем, выяснению потребностей заинтересованных сторон, обоснованию решений и обеспечению проведения изменений в организации

6. Реквизиты протокола Совета об одобрении квалификации: от 03.04.2023 N 3

7. Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации: N 77/23-ПР от 07.07.2023 г.

8. Основание разработки квалификации:

Вид документа

Полное наименование и реквизиты документа

Профессиональный стандарт (при наличии)

"Бизнес-аналитик", приказ Минтруда России от 25 сентября 2018 г. N 592н

Квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации (при наличии)

-

Квалификационная характеристика, связанная с видом профессиональной деятельности

-

9. Трудовые функции (профессиональные задачи, обязанности) и их характеристики:

Код (при наличии профессионального стандарта)

Наименование трудовой функции (профессиональной задачи, обязанности)

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

Дополнительные сведения (при необходимости)

A/01.5

Выявление заинтересованных сторон

Анализ контекста, организационной структуры, бизнес-процессов с целью выявления заинтересованных сторон

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Языки визуального моделирования

Теория управления рисками

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Сбор и регистрация информации о заинтересованных сторонах

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Теория конфликтов

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Использовать техники эффективных коммуникаций

Организация хранения информации о заинтересованных сторонах и поддержания ее в актуальном состоянии

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Теория систем

Анализ и классификация заинтересованных сторон

Использовать техники выявления заинтересованных сторон

Теория заинтересованных сторон

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

A/02.5

Взаимодействие с заинтересованными сторонами

Разработка стратегий вовлечения заинтересованных сторон и сотрудничества с ними

Использовать техники эффективных коммуникаций

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Теория заинтересованных сторон

Разработка планов взаимодействия с заинтересованными сторонами

Использовать техники выявления заинтересованных сторон

Методы планирования деятельности организации

Подготовка заинтересованных сторон к сотрудничеству (разъяснение, обучение)

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Теория конфликтов

Языки визуального моделирования

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Взаимодействие с заинтересованными сторонами и мониторинг заинтересованных сторон

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Теория систем Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Управление рисками, обусловленными взаимодействием с заинтересованными сторонами

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Теория управления рисками

B/01.5

Разработка требований к выбранному решению и управление ими

Моделирование требований к решению

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Языки визуального моделирования

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Моделировать требования к решению в соответствии с выбранными подходами

Моделировать объем и границы работ

Формальное описание требований к решению

Оформлять требования к решению в соответствии с выбранными подходами

Теория систем

Верификация требований к решению

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Проводить анализ предметной области

Анализировать требования к решению с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Валидация требований к решению

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Классифицировать требования к решению в соответствии с выбранными подходами

Управлять изменениями требований к решению в соответствии с выбранным подходом

Проводить оценку эффективности решения с точки зрения выбранных критериев

Выполнять функциональную декомпозицию работ

Согласование требований к решению с заинтересованными сторонами

Документировать требования к решению в соответствии с выбранными подходами к оформлению требований

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Определять атрибуты требований к решению и их значения в соответствии с выбранными подходами

Определять систему показателей оценки эффективности решения с точки зрения выбранных показателей

B/02.5

Подготовка к проведению изменений в организации

Анализ готовности организации к проведению изменений

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Теория управления рисками

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Анализировать степень участия заинтересованных сторон

Разъяснять необходимость проведения работ по бизнес-анализу

Оценивать готовность организации к изменениям в соответствии с выбранным решением

Разрабатывать показатели и проводить оценку состояния организации

Оценивать бизнес-возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей

Разработка и реализация мероприятий по подготовке организации к проведению изменений

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями

Методы планирования деятельности организации

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Проводить изменения в соответствии с выбранным решением

Проводить анализ деятельности организации

Моделировать объем и границы работ

B/03.5

Мониторинг параметров проводимых в организации изменений

Мониторинг проводимых изменений с точки зрения достижения разработанных целевых показателей решения

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Теория систем

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Анализировать требования к решению с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Оценивать готовность организации к изменениям в соответствии с выбранным решением

Проводить анализ деятельности организации

Управление взаимодействием с заинтересованными сторонами (удовлетворенность, степень вовлеченности)

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Методы и техники определения показателей оценки текущего или желаемого состояния организации

Анализировать степень участия заинтересованных сторон

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Проводить анализ предметной области

Разрабатывать показатели и проводить оценку состояния организации

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Управление рисками, обусловленными проводимыми в организации изменениями

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Теория управления рисками

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Проводить изменения в соответствии с выбранным решением

B/04.5

Завершение и оценка успешности проведенных в организации изменений

Анализ и оценка эффективности реализованного решения

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями

Методы и техники определения показателей оценки текущего или желаемого состояния организации

Оценивать готовность организации к изменениям в соответствии с выбранным решением

Методы оценки эффективности решения

Проводить оценку эффективности решения с точки зрения выбранных критериев

Оценивать бизнес-возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей

Анализ причин и разработка путей доработки решения в случае недостижения решением поставленных бизнес-целей

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Проводить изменения в соответствии с выбранным решением

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Анализ и разработка путей адаптации организации к использованию нового решения

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Теория конфликтов

Теория управления рисками

Теория систем

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Проводить анализ деятельности организации

B/05.5

Мониторинг заинтересованных сторон

Мониторинг состояния заинтересованных сторон с точки зрения критериев "полномочия - заинтересованность - отношение" и уровня их вовлеченности

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Теория заинтересованных сторон

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Теория конфликтов

Теория управления рисками

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать степень участия заинтересованных сторон

Оценивать готовность организации к изменениям в соответствии с выбранным решением

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Разработка и реализация мероприятий для коррекции состояния заинтересованных сторон по критериям "полномочия - заинтересованность - отношение" и степени их вовлеченности

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Теория заинтересованных сторон

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Использовать техники эффективных коммуникаций

Теория конфликтов

Теория управления рисками

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Разъяснять необходимость проведения работ по бизнес-анализу

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

C/01.5

Сбор информации о бизнес-проблемах или бизнес-возможностях

Анализ потребностей заинтересованных сторон

Использовать техники выявления заинтересованных сторон

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Использовать техники эффективных коммуникаций

Теория конфликтов

Языки визуального моделирования

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями заинтересованных сторон

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Оформлять требования заинтересованных сторон в соответствии с выбранными подходами

Моделировать требования заинтересованных сторон в соответствии с выбранными подходами

Определять атрибуты требований заинтересованных сторон и их значения в соответствии с выбранными подходами

Управлять изменениями требований заинтересованных сторон в соответствии с выбранным подходом

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Моделировать объем и границы работ

Анализ контекста

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Теория управления рисками

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Классифицировать требования заинтересованных сторон в соответствии с выбранными подходами

Документировать требования заинтересованных сторон в соответствии с выбранными подходами к оформлению требований

Анализировать качество информации бизнес-анализа с точки зрения выбранных критериев

Проводить анализ предметной области

Выполнять функциональную декомпозицию работ

C/02.5

Выявление истинных бизнес-проблем или бизнес-возможностей

Выявление и документирование истинных бизнес-проблем или бизнес-возможностей

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Теория управления рисками

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Проводить анализ предметной области

Выявлять и классифицировать бизнес-проблемы или бизнес-возможности

Выполнять функциональную декомпозицию работ

Согласование с заинтересованными сторонами выявленных бизнес-проблем или бизнес-возможностей

Использовать техники выявления заинтересованных сторон

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Использовать техники эффективных коммуникаций

Теория конфликтов

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Представлять информацию о выявленных бизнес-проблемах или бизнес-возможностях различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Формирование целевых показателей решений

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Языки визуального моделирования

Теория систем

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Моделировать объем и границы работ

10. Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

Связанные с квалификацией наименования должностей, профессий, специальностей, групп, видов деятельности, компетенций и прочее

Документ, цифровой ресурс

Код по документу (ресурсу)

Полное наименование и реквизиты документа (адрес ресурса)

Старший бизнес-аналитик

ОКЗ

2421

Аналитики систем управления и организации

ОКСО

5.38.00.00

Экономика и управление

11. Основные пути получения квалификации:

Формальное образование и обучение (тип образовательной программы, при необходимости - направление подготовки/специальность/профессия, срок обучения и особые требования, возможные варианты):

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации

Опыт практической работы (стаж работы и особые требования (при необходимости), возможные варианты):

Не менее одного года работы, связанной с проведением анализа потребностей заинтересованных сторон, а также выявлением бизнес-проблем или бизнес-возможностей

Неформальное образование и самообразование (возможные варианты): -

12. Особые условия допуска к работе: нет

13. Наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы (при наличии): -

14. Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по квалификации:

1) Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена

2) Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации по профилю подтверждаемой квалификации

3) Документ, подтверждающий наличие опыта практической работы, связанной с проведением анализа потребностей заинтересованных сторон, а также выявлением бизнес-проблем или бизнес-возможностей, не менее одного года

15. Срок действия свидетельства: 3 года