Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

44.6. Содержание обучения в 5 классе

44.6. Содержание обучения в 5 классе.

44.6.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

44.6.1.1. Тематическое содержание речи.

Первый день в новом учебном году. День Знаний. Школа. Мой классный руководитель. Новые знакомства. Распорядок дня в школе.

Характеристика членов семьи: внешность, черты характера. Увлечения членов семьи. Распорядок дня в семье. Совместное проведение досуга.

Здоровье. Прием у врача или вызов врача на дом. Покупка лекарств в аптеке. Спортивные секции.

Любимые игры. Коми игры. Любимые книги. Компьютерные игры.

Профессии родных, знакомых.

Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Забота о домашних животных.

Коми национальный костюм. Коми национальная кухня. Коми народные музыкальные инструменты.

44.6.2. Говорение.

44.6.2.1. Диалогическая речь.

Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника.

Диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника.

Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию.

Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи, с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета, принятых в Республике Коми.

Объем диалога - 6 - 7 реплик.

44.6.2.2. Монологическая речь.

Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи.

Описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа).

Повествование или сообщение.

Изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста.

Краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, вопросов, плана и (или) иллюстраций, фотографий.

Объем монологического высказывания - 6 фраз (с использованием распространенных предложений).

44.6.3. Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:

при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное;

при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с использованием и без использования иллюстраций.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты или события в воспринимаемом на слух тексте; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста (текстов) для аудирования - 60 - 70 секунд.

44.6.4. Смысловое чтение.

Развитие сформированного ранее умения читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты или события в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме.

Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: беседа (диалог), рассказ, сказка, сообщение личного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица).

Объем текста (текстов) для чтения - 180 - 200 слов.

44.6.5. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:

списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

написание коротких поздравлений с праздниками;

правильное оформление обложки тетради;

заполнение анкет и формуляров, сообщение о себе основных сведений (имя, фамилия, возраст, адрес) в соответствии с нормами, принятыми в Республике Коми;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения (объем сообщения - до 60 слов).

44.6.6. Фонетическая сторона речи.

Специфические звуки коми языка: [00003094.wmz], [дж], [дз], [тш]; произношение [i] после твердых парных согласных.

Вставочные звуки [й], [м], [к], [т] (например, в словах 00003095.wmz - синмыс, 00003096.wmz - кывйыс, локны - локта, тош - тошка).

Произношение заимствованных из русского языка слов (ножич, 00003097.wmz, шопер, 00003098.wmz, 00003099.wmz, 00003100.wmz, сакар, кампет, картупель, 00003101.wmz, шарп, сарапан, тупли).

Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах.

44.6.7. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения; запятой при перечислении, запятой при обращении.

Пунктуационно правильное оформление электронного сообщения личного характера.

Правописание послелогов с существительными.

Правописание взаимно-личных местоимений.

Правописание существительных с суффиксом -пи (каньпи, понпи).

Правописание существительных во множественном числе (пызанъяс, мачьяс, пуяс, туйяс).

Правописание глаголов единственного числа в первом прошедшем времени.

Чередование согласных букв в середине слова (в - л: ныв - 00003102.wmz - нылыс; сьывны - сьыла).

44.6.8. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в коми языке нормы лексической сочетаемости.

Понимание явлений синонимии, антонимии в коми языке.

Слова, заимствованные из русского языка.

Объем изучаемой лексики: 625 лексических единиц для продуктивного использования (включая 500 лексических единиц, изученных на уровне начального общего образования) и 675 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 625 лексических единиц продуктивного минимума).

44.6.9. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций коми языка.

Порядок слов в предложении.

Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме).

Порядок слов в нераспространенных и распространенных простых предложениях с простым глагольным сказуемым (Воис 00003103.wmz. Воис 00003104.wmz 00003105.wmz. 00003106.wmz 00003107.wmz. Аски ме муна 00003108.wmz.).

Повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной формах (Ме аски 00003109.wmz. - Ме аски ог 00003110.wmz. Керкаыс ыджыд. - Керкаыс абу ыджыд.).

Побудительные предложения с утвердительной формой сказуемого (00003111.wmz танi! Лыддьы 00003112.wmz!). Побудительные предложения с отрицательной формой сказуемого (Эн 00003113.wmz талун 00003114.wmz! 00003115.wmz лыддьы, но 00003116.wmz эн 00003117.wmz!).

Вопросительные предложения с вопросительными словами (00003118.wmz 00003119.wmz? 00003120.wmz 00003121.wmz? Кымын часын локтан? 00003122.wmz 00003123.wmz юрсиыс?).

Синонимичные конструкции типа (Менам 00003124.wmz Лена. - 00003125.wmz 00003126.wmz Лена. - 00003127.wmz 00003128.wmz 00003129.wmz., Меным дас нель 00003130.wmz. - Ме дас нель 00003131.wmz., Менам 00003132.wmz 00003133.wmz. - Ме 00003134.wmz синма.).

Предложения с обращением (Миша, тэ талун мый сейин?).

Склонение имен существительных в соединительном, творительном, исходном падежах.

Образование и употребление множественного числа существительных (кань - каньяс, пи - пиян).

Имена существительные с суффиксами -00003135.wmz (00003136.wmz, 00003137.wmz), -ысь (00003138.wmz, 00003139.wmz).

Определенно-притяжательная категория существительных (вок - 00003140.wmz, вок - ыд, вок - ыс, вок - ным, вок - ныд, вок - ныс).

Имена прилагательные с суффиксами -а, -я (туруна, пувъя, 00003141.wmz), -са, -ся (синформационно-коммуникационных технологийса, 00003142.wmz).

Образование имен существительных от глаголов (00003143.wmz, 00003144.wmz, пусьысь).

Образование глаголов от имен прилагательных (00003145.wmz, 00003146.wmz).

Глаголы настоящего и прошедшего времени в единственном числе. Утвердительные и отрицательные глаголы повелительного наклонения (00003147.wmz, сей, эн котрав).

Модальные глаголы позьны, 00003148.wmz, вермыны.

Глаголы с суффиксами -00003149.wmz (00003150.wmz, 00003151.wmz).

Личные местоимения (ме, тэ, 00003152.wmz, ми, тi, 00003153.wmz).

Вопросительные местоимения (кымын? 00003154.wmz? кодi? кор? мый? 00003155.wmz? 00003156.wmz? 00003157.wmz?).

Взаимно-личные местоимения (00003158.wmz - 00003159.wmz, 00003160.wmz - 00003161.wmz, 00003162.wmz - 00003163.wmz).

Количественные числительные (до 100).

Типы частиц: отрицательная (абу), временная (нин).

Послелоги места (00003164.wmz вылын, школа бокын, керка сайын, пу 00003165.wmz, пызан улын, пач дорын, ю 00003166.wmz, му пыр).

44.6.10. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе "В семье", "В школе", "На улице", "У врача", "В аптеке").

Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (коми национальная одежда, коми национальная кухня, коми народные музыкальные инструменты, традиции коми народа в проведении досуга).

Знание социокультурного портрета родной страны и Республики Коми: знакомство с особенностями образа жизни и культуры коми народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди, традиции), с образцами коми фольклора (сказки, поговорки, пословицы, скороговорки, коми национальные игры и другими), с отдельными литературными произведениями писателей и поэтов Республики Коми, с отдельными музыкальными произведениями композиторов Республики Коми, с отдельными произведениями живописи художников Республики Коми.

Формирование умений:

составлять поколенное имя на коми языке;

правильно оформлять свой адрес на коми языке (в анкете, формуляре);

правильно называть месяцы календарного года;

кратко представлять Россию, Республику Коми, свой населенный пункт (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и другое);

кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и Республики Коми (коми национальная одежда, коми национальная кухня, коми народные музыкальные инструменты, традиции в проведении досуга);

кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

44.6.11. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки.

Использование ключевых слов в качестве опоры при составлении собственных высказываний.

Сравнение объектов, явлений, процессов в рамках изученной тематики.