44.6. Содержание обучения в 5 классе
44.6.1. Коммуникативные умения.
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
44.6.1.1. Тематическое содержание речи.
Первый день в новом учебном году. День Знаний. Школа. Мой классный руководитель. Новые знакомства. Распорядок дня в школе.
Характеристика членов семьи: внешность, черты характера. Увлечения членов семьи. Распорядок дня в семье. Совместное проведение досуга.
Здоровье. Прием у врача или вызов врача на дом. Покупка лекарств в аптеке. Спортивные секции.
Любимые игры. Коми игры. Любимые книги. Компьютерные игры.
Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Забота о домашних животных.
Коми национальный костюм. Коми национальная кухня. Коми народные музыкальные инструменты.
Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника.
Диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника.
Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию.
Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи, с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета, принятых в Республике Коми.
44.6.2.2. Монологическая речь.
Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи.
Описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа).
Изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста.
Краткое изложение результатов выполненной проектной работы.
Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, вопросов, плана и (или) иллюстраций, фотографий.
Объем монологического высказывания - 6 фраз (с использованием распространенных предложений).
Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:
при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное;
при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с использованием и без использования иллюстраций.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты или события в воспринимаемом на слух тексте; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.
Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.
Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.
Время звучания текста (текстов) для аудирования - 60 - 70 секунд.
Развитие сформированного ранее умения читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.
Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты или события в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.
Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме.
Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации.
Тексты для чтения: беседа (диалог), рассказ, сказка, сообщение личного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица).
Объем текста (текстов) для чтения - 180 - 200 слов.
Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:
списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
написание коротких поздравлений с праздниками;
правильное оформление обложки тетради;
заполнение анкет и формуляров, сообщение о себе основных сведений (имя, фамилия, возраст, адрес) в соответствии с нормами, принятыми в Республике Коми;
написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения (объем сообщения - до 60 слов).
44.6.6. Фонетическая сторона речи.
Специфические звуки коми языка: [], [дж], [дз], [тш]; произношение [i] после твердых парных согласных.
Вставочные звуки [й], [м], [к], [т] (например, в словах - синмыс, - кывйыс, локны - локта, тош - тошка).
Произношение заимствованных из русского языка слов (ножич, , шопер, , , , сакар, кампет, картупель, , шарп, сарапан, тупли).
Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах.
44.6.7. Орфография и пунктуация.
Правильное написание изученных слов.
Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения; запятой при перечислении, запятой при обращении.
Пунктуационно правильное оформление электронного сообщения личного характера.
Правописание послелогов с существительными.
Правописание взаимно-личных местоимений.
Правописание существительных с суффиксом -пи (каньпи, понпи).
Правописание существительных во множественном числе (пызанъяс, мачьяс, пуяс, туйяс).
Правописание глаголов единственного числа в первом прошедшем времени.
Чередование согласных букв в середине слова (в - л: ныв - - нылыс; сьывны - сьыла).
44.6.8. Лексическая сторона речи.
Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в коми языке нормы лексической сочетаемости.
Понимание явлений синонимии, антонимии в коми языке.
Слова, заимствованные из русского языка.
Объем изучаемой лексики: 625 лексических единиц для продуктивного использования (включая 500 лексических единиц, изученных на уровне начального общего образования) и 675 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 625 лексических единиц продуктивного минимума).
44.6.9. Грамматическая сторона речи.
Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций коми языка.
Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме).
Порядок слов в нераспространенных и распространенных простых предложениях с простым глагольным сказуемым (Воис . Воис . . Аски ме муна .).
Повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной формах (Ме аски . - Ме аски ог . Керкаыс ыджыд. - Керкаыс абу ыджыд.).
Побудительные предложения с утвердительной формой сказуемого ( танi! Лыддьы !). Побудительные предложения с отрицательной формой сказуемого (Эн талун ! лыддьы, но эн !).
Вопросительные предложения с вопросительными словами ( ? ? Кымын часын локтан? юрсиыс?).
Синонимичные конструкции типа (Менам Лена. - Лена. - ., Меным дас нель . - Ме дас нель ., Менам . - Ме синма.).
Предложения с обращением (Миша, тэ талун мый сейин?).
Склонение имен существительных в соединительном, творительном, исходном падежах.
Образование и употребление множественного числа существительных (кань - каньяс, пи - пиян).
Имена существительные с суффиксами - (, ), -ысь (, ).
Определенно-притяжательная категория существительных (вок - , вок - ыд, вок - ыс, вок - ным, вок - ныд, вок - ныс).
Имена прилагательные с суффиксами -а, -я (туруна, пувъя, ), -са, -ся (синформационно-коммуникационных технологийса, ).
Образование имен существительных от глаголов (, , пусьысь).
Образование глаголов от имен прилагательных (, ).
Глаголы настоящего и прошедшего времени в единственном числе. Утвердительные и отрицательные глаголы повелительного наклонения (, сей, эн котрав).
Модальные глаголы позьны, , вермыны.
Личные местоимения (ме, тэ, , ми, тi, ).
Вопросительные местоимения (кымын? ? кодi? кор? мый? ? ? ?).
Взаимно-личные местоимения ( - , - , - ).
Количественные числительные (до 100).
Типы частиц: отрицательная (абу), временная (нин).
Послелоги места ( вылын, школа бокын, керка сайын, пу , пызан улын, пач дорын, ю , му пыр).
44.6.10. Социокультурные знания и умения.
Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе "В семье", "В школе", "На улице", "У врача", "В аптеке").
Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (коми национальная одежда, коми национальная кухня, коми народные музыкальные инструменты, традиции коми народа в проведении досуга).
Знание социокультурного портрета родной страны и Республики Коми: знакомство с особенностями образа жизни и культуры коми народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди, традиции), с образцами коми фольклора (сказки, поговорки, пословицы, скороговорки, коми национальные игры и другими), с отдельными литературными произведениями писателей и поэтов Республики Коми, с отдельными музыкальными произведениями композиторов Республики Коми, с отдельными произведениями живописи художников Республики Коми.
составлять поколенное имя на коми языке;
правильно оформлять свой адрес на коми языке (в анкете, формуляре);
правильно называть месяцы календарного года;
кратко представлять Россию, Республику Коми, свой населенный пункт (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и другое);
кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и Республики Коми (коми национальная одежда, коми национальная кухня, коми народные музыкальные инструменты, традиции в проведении досуга);
кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).
44.6.11. Компенсаторные умения.
Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки.
Использование ключевых слов в качестве опоры при составлении собственных высказываний.
Сравнение объектов, явлений, процессов в рамках изученной тематики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей