Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

64.6. Содержание обучения в 5 классе

64.6. Содержание обучения в 5 классе.

64.6.1. Тематическое содержание речи.

64.6.1.2. Мир моего "Я".

Я и моя семья. Домашние обязанности. Семейные праздники, традиции. Подарки. Поздравления. В гостях.

64.6.1.3. Мир вокруг меня.

Мы в школе. Учебные занятия. С друзьями интересно. В мире животных. На транспорте.

64.6.1.4. Мир моих увлечений.

Здоровье и спорт. Мои любимые занятия на досуге.

64.6.1.5. Моя Родина.

Моя Родина. Мой город (село). Природа родного края. Национальный праздник Сабантуй. Детский фольклор (рифмовки, считалки, скороговорки, загадки, сказки).

64.6.2. Умения по видам речевой деятельности.

64.6.2.1. Аудирование.

Развитие умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования. Понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная или невербальная реакция на услышанное при непосредственном общении. Понимание на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, грамматические явления.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

64.6.2.2. Говорение.

Развитие диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования. Диалог этикетного характера (умения начинать, поддерживать и заканчивать разговор, в том числе разговор по телефону, поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника), вести диалог-побуждение к действию (обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника), вести диалог-расспрос (сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы; запрашивать интересующую информацию).

Развитие монологической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, людей), повествование или сообщение по изученным темам программы, пересказ с использованием ключевых слов, вопросов или иллюстраций основного содержания прослушанного или прочитанного текста, краткое устное изложение результатов выполненного несложного проектного задания, составление небольшого высказывания в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала.

Умения диалогической и монологической речи развиваются в стандартных ситуациях общения в рамках тематического содержания речи с использованием ситуации, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм татарского речевого этикета.

64.6.2.3. Чтение.

Смысловое чтение: развитие сформированных на уровне начального общего образования умений читать про себя учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания или запрашиваемой информации; чтение с пониманием основного содержания текста с определением основной темы и главных фактов или событий в прочитанном тексте, чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: беседа или диалог, рассказ, сказка, стихотворение; несплошной текст (таблица).

64.6.2.4. Письмо.

Письменная речь: развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: правильное написание изученных слов; заполнение пропусков словами; дописывание предложений; выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; постановка вопросов с использованием определенного лексического и грамматического материалов; письменные ответы на вопросы с использованием пройденного лексико-грамматического материала; самостоятельное составление и написание небольших текстов по изучаемой теме; написание реплик в соответствии с ситуацией.

64.6.3. Языковые знания и навыки.

Фонетическая сторона речи: произношение слов с твердыми и мягкими гласными, а также слов, не подчиняющихся закону сингармонизма. Разновидности закона сингармонизма (гармония гласных по ряду): укучы [укъучы], 00003643.png 00003644.png. Губная гармония 00003645.png 00003646.png, борын [борон]. Произношение парных, сложных слов, составных слов, произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей.

64.6.3.1. Графика, орфография и пунктуация.

правильное написание изученных слов; правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения; запятой при перечислении и обращении).

64.6.3.2. Лексика.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 5 класса, включая 400 лексических единиц, усвоенных в 1 - 4 классах, слов-названий предметов, их признаков, действий предметов, заимствованных слов, синонимов и антонимов изученных слов, производных (урманчы), (карлы), парных (бала-чага), сложных 00003647.png, составных (кура 00003648.png) слов.

64.6.3.3. Морфология. Синтаксис.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций татарского языка: имена существительные единственного и множественного числа в разных падежах, имена существительные с аффиксами принадлежности I, II, III лица единственного и множественного числа, наречия времени (былтыр, быел, 00003649.png, 00003650.png, кичен), сравнения-уподобления (татарча, русча, 00003651.png), глаголы повелительного наклонения II лица единственного и множественного числа в утвердительной и отрицательной формах: бар! - барыгыз! (ба'рма! - ба'рмагыз!), глаголы прошедшего определенного времени I, II, III лица единственного и множественного числа в утвердительной и отрицательной формах; глаголы прошедшего неопределенного времени в III лице единственного числа; инфинитив с модальными словами 00003652.png 00003653.png, ярый (ярамый), послелоги 00003654.png, аша с существительными и местоимениями; послеложные слова нында, 00003655.png, астында, 00003656.png, сочинительные союзы, вводные слова 00003657.png, 00003658.png.

64.6.4. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета татарского языка в рамках тематического содержания, написание имен собственных на татарском языке, правильное оформление своего адреса на татарском языке (в анкете), знакомство с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на татарском языке, краткое представление России и Республики Татарстан (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Татарстан (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

64.6.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной догадки, умение переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов, использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.

64.6.6. Тематическое содержание речи.

64.6.6.1. Мир моего "Я".

Я и моя семья. Домашние обязанности. Семейные праздники, традиции. Подарки. Поздравления. В гостях.

64.6.6.2. Мир вокруг меня.

Мы в школе. Учебные занятия. С друзьями интересно. В мире животных. На транспорте.

64.6.6.3. Мир моих увлечений.

Здоровье и спорт. Мои любимые занятия на досуге.

64.6.6.4. Моя Родина.

Моя Родина. Мой город (мое село). Природа родного края. Национальный праздник Сабантуй. Детский фольклор (рифмовки, считалки, скороговорки, загадки, сказки).

64.6.7. Умения по видам речевой деятельности.

64.6.7.1. Аудирование.

Развитие умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная или невербальная реакция на услышанное при непосредственном общении, понимание на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, грамматические явления.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

64.6.7.2. Говорение.

Развитие диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: вести диалог этикетного характера (начинать, поддерживать и заканчивать разговор, в том числе разговор по телефону, поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность; вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника), вести диалог-побуждение к действию (обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника), вести диалог-расспрос (сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы, запрашивать интересующую информацию).

Развитие монологической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, людей), повествование или сообщение по изученным темам программы, пересказ с использованием ключевых слов, вопросов или иллюстраций основного содержания прослушанного или прочитанного текста, краткое устное изложение результатов выполненного несложного проектного задания, составление небольшого высказывания в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала.

Умения диалогической и монологической речи развиваются в стандартных ситуациях общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм татарского речевого этикета.

64.6.7.3. Чтение.

Развитие сформированных на уровне начального общего образования умений читать про себя учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания или запрашиваемой информации; чтение с пониманием основного содержания текста с определением основной темы и главных фактов или событий в прочитанном тексте, чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: беседа или диалог, рассказ, сказка, стихотворение; несплошной текст (таблица).

64.6.7.4. Письмо.

Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: правильное написание изученных слов, заполнение пропусков словами, дописывание предложений, выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, постановка вопросов с использованием определенного лексического и грамматического материала, письменные ответы на вопросы с использованием пройденного лексико-грамматического материала, самостоятельное составление и написание небольших текстов по изучаемой теме, написание реплик в соответствии с ситуацией.

64.6.8. Языковые знания и навыки.

64.6.8.1. Фонетика.

Произношение слов с твердыми и мягкими гласными, а также слов, не подчиняющихся закону сингармонизма, разновидности закона сингармонизма (гармония гласных по ряду): укучы [укъучы], 00003659.png 00003660.png, губная гармония 00003661.png 00003662.png, борын [борон], произношение парных, сложных слов, составных слов, произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей.

64.6.8.2. Графика. Орфография. Пунктуация.

Правильное написание изученных слов, правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении).

64.6.8.3. Лексика.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 5 класса, включая 400 лексических единиц, усвоенных в 1 - 4 классах, слов-названий предметов, их признаков, действий предметов; заимствованных слов, синонимов и антонимов изученных слов, производных (урманчы), (карлы), парных (бала-чага), сложных 00003663.png, составных (кура 00003664.png) слов.

64.6.8.4. Морфология. Синтаксис.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций татарского языка: имена существительные единственного и множественного числа в разных падежах, имена существительные с аффиксами принадлежности I, II, III лица единственного и множественного числа, наречия времени (былтыр, быел, 00003665.png, 00003666.png, кичен), сравнения-уподобления (татарча, русча, 00003667.png), глаголы повелительного наклонения II лица единственного и множественного числа в утвердительной и отрицательной формах: бар! - барыгыз! (ба'рма! - ба'рмагыз!), глаголы прошедшего определенного времени I, II, III лица единственного и множественного числа в утвердительной и отрицательной формах, глаголы прошедшего неопределенного времени в III лице единственного числа, инфинитив с модальными словами 00003668.png 00003669.png, ярый (ярамый), послелоги 00003670.png, аша с существительными и местоимениями, послеложные слова нында, 00003671.png, астында, 00003672.png, сочинительные союзы, вводные слова 00003673.png, 00003674.png.

64.6.9. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета татарского языка в рамках тематического содержания, написание имен собственных на татарском языке, правильное оформление своего адреса на татарском языке (в анкете), знакомство с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на татарском языке, краткое представление России и Республики Татарстан (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Татарстан (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

64.6.10. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной догадки, умение переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов, использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.