Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

76.10. Содержание обучения в 9 классе

76.10. Содержание обучения в 9 классе.

76.10.1. Общие сведения о языке.

Роль родного языка в жизни человека и общества. Выдающиеся чувашские лингвисты.

76.10.2. Язык и речь.

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение).

Виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение (повторение).

Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.

Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.

Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием собственного жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры).

Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.

Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) чувашского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Приемы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой.

76.10.3. Текст.

Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте, в том числе сочетание элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении.

Особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи.

Информационная переработка текста.

76.10.4. Функциональные разновидности языка.

Функциональные разновидности современного чувашского языка: разговорная речь; функциональные стили: научный (научно-учебный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы (повторение, обобщение).

Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Тезисы, конспект, реферат, рецензия.

Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного чувашского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Основные изобразительно-выразительные средства чувашского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

76.10.5. Система языка.

76.10.5.1. Сложное предложение.

Понятие о сложном предложении (повторение).

Классификация сложных предложений.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

76.10.5.2. Сложные предложения без формальных показателей связи.

Понятие о сложном предложении без формальных показателей связи.

Смысловые отношения между частями сложного предложения без формальных показателей связи. Виды сложных предложений без формальных показателей связи. Употребление сложных предложений без формальных показателей связи в речи.

Запятая и точка с запятой в сложных предложениях без формальных показателей связи со значением перечисления.

Двоеточие в сложных предложениях без формальных показателей связи со значением причины, пояснения, дополнения.

Тире в сложных предложениях без формальных показателей связи со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения.

Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений без формальных показателей связи.

76.10.5.3. Сложносочиненное предложение.

Понятие о сложносочиненном предложении, его строении.

Средства связи частей сложносочиненного предложения.

Виды сложносочиненных предложений: сложносочиненные предложения с соединительными союзами, сложносочиненные предложения с противительными союзами, сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными смысловыми отношениями между частями.

Употребление сложносочиненных предложений в речи. Грамматическая синонимия сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами.

Нормы построения сложносочиненного предложения; нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях.

76.10.5.4. Сложноподчиненное предложение.

Понятие о сложноподчиненном предложении. Главная и придаточная части предложения. Место придаточной части по отношению к главной.

Смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения.

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: послелоги, союзы, союзные слова, порядок слов, аффиксы.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Структура сложноподчиненных предложений в чувашском и русском языках. Нормы построения сложноподчиненного предложения. Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчиненных предложений.

Нормы постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.

Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений.

76.10.5.5. Сложные предложения с разными видами связи

Типы сложных предложений с разными видами связи.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.