76.10. Содержание обучения в 9 классе
76.10.1. Общие сведения о языке.
Роль родного языка в жизни человека и общества. Выдающиеся чувашские лингвисты.
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение).
Виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение (повторение).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием собственного жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры).
Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.
Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) чувашского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Приемы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой.
Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте, в том числе сочетание элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении.
Особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи.
Информационная переработка текста.
76.10.4. Функциональные разновидности языка.
Функциональные разновидности современного чувашского языка: разговорная речь; функциональные стили: научный (научно-учебный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы (повторение, обобщение).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Тезисы, конспект, реферат, рецензия.
Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного чувашского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Основные изобразительно-выразительные средства чувашского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
76.10.5.1. Сложное предложение.
Понятие о сложном предложении (повторение).
Классификация сложных предложений.
Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
76.10.5.2. Сложные предложения без формальных показателей связи.
Понятие о сложном предложении без формальных показателей связи.
Смысловые отношения между частями сложного предложения без формальных показателей связи. Виды сложных предложений без формальных показателей связи. Употребление сложных предложений без формальных показателей связи в речи.
Запятая и точка с запятой в сложных предложениях без формальных показателей связи со значением перечисления.
Двоеточие в сложных предложениях без формальных показателей связи со значением причины, пояснения, дополнения.
Тире в сложных предложениях без формальных показателей связи со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений без формальных показателей связи.
76.10.5.3. Сложносочиненное предложение.
Понятие о сложносочиненном предложении, его строении.
Средства связи частей сложносочиненного предложения.
Виды сложносочиненных предложений: сложносочиненные предложения с соединительными союзами, сложносочиненные предложения с противительными союзами, сложносочиненные предложения с разделительными союзами.
Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными смысловыми отношениями между частями.
Употребление сложносочиненных предложений в речи. Грамматическая синонимия сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами.
Нормы построения сложносочиненного предложения; нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях.
76.10.5.4. Сложноподчиненное предложение.
Понятие о сложноподчиненном предложении. Главная и придаточная части предложения. Место придаточной части по отношению к главной.
Смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения.
Средства связи частей сложноподчиненного предложения: послелоги, союзы, союзные слова, порядок слов, аффиксы.
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.
Структура сложноподчиненных предложений в чувашском и русском языках. Нормы построения сложноподчиненного предложения. Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчиненных предложений.
Нормы постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений.
76.10.5.5. Сложные предложения с разными видами связи
Типы сложных предложений с разными видами связи.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей