38.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне основного общего образования
38.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне основного общего образования.
38.11.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
38.11.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
38.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
38.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
38.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
38.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (кабардино-черкесском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
38.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
38.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
38.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
38.11.3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
воспринимать на слух аудиотексты, построенные на изученном материале, и полностью понимать их содержание;
понимать в целом речь учителя и одноклассников;
использовать контекстуальную или языковую догадку при аудировании и чтении;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием текста;
читать про себя и находить в тексте нужную информацию;
определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;
проводить выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;
писать правильно в рамках изученных орфографических правил;
объединять слова в тематические группы;
выделять в слове словообразующие префиксы и суффиксы;
выполнять фонетический разбор слова;
пользоваться различными видами словарей (толковый, орфоэпический, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов);
образовывать степени сравнения имен прилагательных, использовать их в речи;
выполнять морфологический анализ прилагательного;
распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;
распознавать и называть разряды числительных (количественные, порядковые, разделительные, дробные);
согласовывать в речи и при письме числительные с существительными;
распознавать личные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, определительные, неопределенные и отрицательные местоимения, изменять местоимения по падежам и числам;
употреблять в речи падежные формы местоимений;
образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, наклонения глаголов;
образовывать и употреблять в речи возвратные глаголы;
проводить морфологический разбор глагола;
распознавать и употреблять в речи наречия времени и меры: нобэ, пщэдей, дыгъуасэ, псынщIэу, дахэу, хуэму;
образовывать наречия от качественных прилагательных с помощью суффиксов -у, -уэ, -кIэ;
образовывать наречия от имен существительных с помощью суффиксов -м, -кIэ;
применять знания и умения по морфологии в практике письма;
устно составлять 7 - 8 предложений на заданную тему;
записывать по памяти небольшой текст (5 - 6 предложений);
писать сочинение на заданную тему (5 - 7 предложений).
38.11.4. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
понимать коммуникативную цель говорящего;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов в рамках программы 6 класса;
сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, самостоятельно запрашивать информацию;
выражать свое мнение и отношение по обсуждаемой теме, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием ключевых слов, вопросов, планов;
зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание текстов;
создавать небольшие тексты в соответствии с изученной темой;
различать абруптивные, лабиализованные, звонкие и глухие согласные;
распознавать и правильно употреблять в речи послелоги;
осознавать особенности послелогов и служебных имен в кабардино-черкесском языке по сравнению с предлогами в русском языке;
распознавать сочинительные и подчинительные союзы, правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами;
осознавать особенности союзов в кабардино-черкесском языке по сравнению с русским языком;
распознавать частицы, междометия и их разряды и использовать их в устной и письменной речи;
осознавать сходство и различие в речевом этикете кабардино-черкесского и русского народов;
устно составлять 8 - 10 предложений на заданную тему, употребляя синонимы, антонимы;
употреблять фразеологические обороты, понимать отличие фразеологизмов от пословиц и поговорок, выделять крылатые выражения, работать с фразеологическим словарем;
записывать по памяти небольшой текст (6 - 7 предложений);
писать печатным и рукописным шрифтом с соблюдением правил орфографии (пределах изученного) и правил каллиграфии;
писать сочинение на заданную тему (7 - 8 предложений);
писать поздравительную открытку, используя нормы речевого этикета;
переводить тексты с русского языка на родной, с родного языка на русский язык;
употреблять кабардино-черкесские пословицы, благопожелания, приветствия;
использовать переводные словари (русско-кабардино-черкесский, кабардино-черкесско-русский), словарь синонимов.
38.11.5. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием вербальной ситуации или зрительной наглядности;
читать с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) и с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
писать личное письмо с использованием образца, выражать пожелания;
применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой практике;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпической правильности для устранения ошибок;
образовывать и употреблять в речи причастие, определять смысловое значение причастия;
различать и использовать в речи действительную и страдательную формы причастия, возвратные причастия;
находить признаки глагола и наречия у деепричастия, изменять деепричастия по временам;
образовывать деепричастия с помощью суффиксов -у или -уэ-, -рэ- и употреблять в речи;
различать и использовать в речи обстоятельственные причастия;
различать и использовать в речи неспрягаемые формы глаголов: причастие, деепричастие, инфинитив;
распознавать наречия по вопросу и общему значению, правильно употреблять в речи;
распознавать слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления кабардино-черкесского народа;
устно составлять 8 - 10 предложений на заданную тему;
записывать по памяти небольшой текст (7 - 8 предложений);
писать печатным и рукописным шрифтом с соблюдением правил орфографии (пределах изученного) и правил каллиграфии;
писать сочинение на заданную тему (8 - 9 предложений);
составлять развернутый план пересказа;
переводить тексты и отдельные предложения.
38.11.6. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
прогнозировать содержание устного текста по началу;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность), тактично выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
распознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений, ставить логическое ударение;
находить грамматическую основу предложения, распознавать главные и второстепенные члены предложения;
составлять предложения с однородными и обособленными членами;
составлять предложения односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные;
использовать в речи обращение, вводные слова и словосочетания;
выделять в предложении вводные слова и обращение, объяснять постановку знаков препинания;
находить обобщающее слово при однородных членах предложения, ставить знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед и после однородных членов;
выполнять синтаксический анализ словосочетания и простого предложения;
находить слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления кабардино-черкесского народа в описаниях праздников, обычаев, традиций кабардино-черкесского народа;
устно составлять 10 - 12 предложений на заданную тему, записывать по памяти небольшой текст (9 - 10 предложений);
писать сочинение на заданную тему (9 - 10 предложений);
строить предложения с прямой речью, соблюдать знаки препинания в предложениях с прямой речью.
38.11.7. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
владеть всеми видами речевой деятельности на кабардино-черкесском языке;
соблюдать в практике устного и письменного общения основные произносительные, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы кабардино-черкесского литературного языка;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, этикетного характера, расспрос, комбинированный);
излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);
соблюдать нормы кабардино-черкесского речевого этикета, в том числе при интерактивном общении;
находить грамматическую основу предложения, различать предложения простые и сложные, определять виды сложного предложения;
понимать строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в кабардино-черкесском языке, проводить их синтаксический анализ;
выделять средства связи между частями сложносочиненного предложения: интонация и сочинительные союзы (соединительные, противительные, разделительные), находить указательные слова в главном предложении;
определять бессоюзные сложные предложения, понимать смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять средства связи частей бессоюзного предложения;
употреблять в устной и письменной речи сложные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;
определять основные признаки языка художественной литературы;
выявлять единицы с национально-культурным компонентом в фольклоре, художественной литературе, объяснять их значение с помощью словарей;
вести диалог в условиях межкультурной коммуникации;
устно составлять 10 - 12 предложений на заданную тему, записывать по памяти небольшой текст (10 - 12 предложений), писать сочинение на заданную тему (10 - 12 предложений).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей