Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

38.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне основного общего образования

38.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне основного общего образования.

38.11.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

38.11.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

38.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

38.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

38.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

38.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (кабардино-черкесском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

38.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

38.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

38.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

38.11.3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

воспринимать на слух аудиотексты, построенные на изученном материале, и полностью понимать их содержание;

понимать в целом речь учителя и одноклассников;

использовать контекстуальную или языковую догадку при аудировании и чтении;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием текста;

читать про себя и находить в тексте нужную информацию;

определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;

проводить выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;

писать правильно в рамках изученных орфографических правил;

объединять слова в тематические группы;

выделять в слове словообразующие префиксы и суффиксы;

выполнять фонетический разбор слова;

пользоваться различными видами словарей (толковый, орфоэпический, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов);

образовывать степени сравнения имен прилагательных, использовать их в речи;

выполнять морфологический анализ прилагательного;

распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;

распознавать и называть разряды числительных (количественные, порядковые, разделительные, дробные);

согласовывать в речи и при письме числительные с существительными;

распознавать личные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, определительные, неопределенные и отрицательные местоимения, изменять местоимения по падежам и числам;

употреблять в речи падежные формы местоимений;

определять инфинитив глагола;

образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, наклонения глаголов;

образовывать и употреблять в речи возвратные глаголы;

проводить морфологический разбор глагола;

распознавать и употреблять в речи наречия времени и меры: нобэ, пщэдей, дыгъуасэ, псынщIэу, дахэу, хуэму;

образовывать наречия от качественных прилагательных с помощью суффиксов -у, -уэ, -кIэ;

образовывать наречия от имен существительных с помощью суффиксов -м, -кIэ;

применять знания и умения по морфологии в практике письма;

устно составлять 7 - 8 предложений на заданную тему;

записывать по памяти небольшой текст (5 - 6 предложений);

писать сочинение на заданную тему (5 - 7 предложений).

38.11.4. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

понимать коммуникативную цель говорящего;

понимать основное содержание несложных аутентичных текстов в рамках программы 6 класса;

сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, самостоятельно запрашивать информацию;

выражать свое мнение и отношение по обсуждаемой теме, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием ключевых слов, вопросов, планов;

зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание текстов;

создавать небольшие тексты в соответствии с изученной темой;

различать абруптивные, лабиализованные, звонкие и глухие согласные;

распознавать и правильно употреблять в речи послелоги;

осознавать особенности послелогов и служебных имен в кабардино-черкесском языке по сравнению с предлогами в русском языке;

распознавать сочинительные и подчинительные союзы, правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами;

осознавать особенности союзов в кабардино-черкесском языке по сравнению с русским языком;

распознавать частицы, междометия и их разряды и использовать их в устной и письменной речи;

осознавать сходство и различие в речевом этикете кабардино-черкесского и русского народов;

устно составлять 8 - 10 предложений на заданную тему, употребляя синонимы, антонимы;

употреблять фразеологические обороты, понимать отличие фразеологизмов от пословиц и поговорок, выделять крылатые выражения, работать с фразеологическим словарем;

записывать по памяти небольшой текст (6 - 7 предложений);

писать печатным и рукописным шрифтом с соблюдением правил орфографии (пределах изученного) и правил каллиграфии;

писать сочинение на заданную тему (7 - 8 предложений);

писать поздравительную открытку, используя нормы речевого этикета;

переводить тексты с русского языка на родной, с родного языка на русский язык;

употреблять кабардино-черкесские пословицы, благопожелания, приветствия;

использовать переводные словари (русско-кабардино-черкесский, кабардино-черкесско-русский), словарь синонимов.

38.11.5. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием вербальной ситуации или зрительной наглядности;

читать с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) и с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

писать личное письмо с использованием образца, выражать пожелания;

применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой практике;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпической правильности для устранения ошибок;

образовывать и употреблять в речи причастие, определять смысловое значение причастия;

различать и использовать в речи действительную и страдательную формы причастия, возвратные причастия;

находить признаки глагола и наречия у деепричастия, изменять деепричастия по временам;

образовывать деепричастия с помощью суффиксов -у или -уэ-, -рэ- и употреблять в речи;

различать и использовать в речи обстоятельственные причастия;

различать и использовать в речи неспрягаемые формы глаголов: причастие, деепричастие, инфинитив;

распознавать наречия по вопросу и общему значению, правильно употреблять в речи;

распознавать слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления кабардино-черкесского народа;

устно составлять 8 - 10 предложений на заданную тему;

записывать по памяти небольшой текст (7 - 8 предложений);

писать печатным и рукописным шрифтом с соблюдением правил орфографии (пределах изученного) и правил каллиграфии;

писать сочинение на заданную тему (8 - 9 предложений);

составлять развернутый план пересказа;

переводить тексты и отдельные предложения.

38.11.6. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

прогнозировать содержание устного текста по началу;

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность), тактично выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

распознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений, ставить логическое ударение;

находить грамматическую основу предложения, распознавать главные и второстепенные члены предложения;

составлять предложения с однородными и обособленными членами;

составлять предложения односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные;

использовать в речи обращение, вводные слова и словосочетания;

выделять в предложении вводные слова и обращение, объяснять постановку знаков препинания;

находить обобщающее слово при однородных членах предложения, ставить знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед и после однородных членов;

выполнять синтаксический анализ словосочетания и простого предложения;

находить слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления кабардино-черкесского народа в описаниях праздников, обычаев, традиций кабардино-черкесского народа;

устно составлять 10 - 12 предложений на заданную тему, записывать по памяти небольшой текст (9 - 10 предложений);

писать сочинение на заданную тему (9 - 10 предложений);

строить предложения с прямой речью, соблюдать знаки препинания в предложениях с прямой речью.

38.11.7. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

владеть всеми видами речевой деятельности на кабардино-черкесском языке;

соблюдать в практике устного и письменного общения основные произносительные, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы кабардино-черкесского литературного языка;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, этикетного характера, расспрос, комбинированный);

излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);

соблюдать нормы кабардино-черкесского речевого этикета, в том числе при интерактивном общении;

находить грамматическую основу предложения, различать предложения простые и сложные, определять виды сложного предложения;

понимать строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в кабардино-черкесском языке, проводить их синтаксический анализ;

выделять средства связи между частями сложносочиненного предложения: интонация и сочинительные союзы (соединительные, противительные, разделительные), находить указательные слова в главном предложении;

определять бессоюзные сложные предложения, понимать смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять средства связи частей бессоюзного предложения;

употреблять в устной и письменной речи сложные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;

определять основные признаки языка художественной литературы;

выявлять единицы с национально-культурным компонентом в фольклоре, художественной литературе, объяснять их значение с помощью словарей;

вести диалог в условиях межкультурной коммуникации;

устно составлять 10 - 12 предложений на заданную тему, записывать по памяти небольшой текст (10 - 12 предложений), писать сочинение на заданную тему (10 - 12 предложений).