Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

23.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (аварскому) языку на уровне основного общего образования

23.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (аварскому) языку на уровне основного общего образования.

23.11.1. В результате изучения родного (аварского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (аварском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (аварском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (аварского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (аварского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (аварскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (аварском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

23.11.2. В результате изучения родного (аварского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

23.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

23.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

23.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

23.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (аварском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

23.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

23.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

23.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

23.11.3. Предметные результаты изучения родного (аварского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

осознавать роль родного языка в жизни общества и человека, красоту, богатство, выразительность аварского языка;

характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;

иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы;

характеризовать звуки, понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;

проводить фонетический анализ слов;

применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании букв, обозначающих геминаты, букв ъ, ь, е, 00000002.wmz, ю, я);

объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью словаря);

распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы, различать многозначные слова и омонимы;

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);

пользоваться лексическими словарями (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов);

характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;

распознавать морфемы в слове (корень, суффикс, окончание), выделять основу слова;

находить чередование гласных и согласных звуков в морфемах;

проводить морфемный анализ слов;

применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания;

определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;

распознавать имена существительные и глаголы;

проводить частичный морфологический анализ имен существительных и глаголов;

применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;

определять лексико-грамматические разряды имен существительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи;

определять глаголы с классными показателями и без классных показателей;

соотносить начальную форму (масдар) и временные формы глагола;

распознавать временные формы глагола;

осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем, общем и будущем временах, изменяя глаголы по временам и числам;

проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного);

распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);

выделять словосочетание в предложении, анализировать его структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетании;

определять границы предложения с использованием его основных признаков;

распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое, и прямое дополнение;

находить второстепенные члены предложения и определять их типы;

находить обращение в тексте, объяснять его отличие от подлежащего;

различать простые и сложные предложения по количеству грамматических основ;

составлять сложные предложения в соответствии с их схемами;

выделять прямую речь и слова автора;

расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

иметь представление о диалоге;

проводить синтаксический разбор предложения (в рамках изученного).

23.11.4. Предметные результаты изучения родного (аварского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

характеризовать функции аварского языка как одного из государственных языков Республики Дагестан и языка межэтнического общения;

создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);

создавать различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности);

составлять план текста;

создавать текст-описание: устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность;

характеризовать особенности официально-делового стиля;

создавать и анализировать тексты официально-делового стиля (заявление, расписка);

различать слова с точки зрения их происхождения: исконно аварские и заимствованные слова;

различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы);

различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы);

распознавать в тексте фразеологизмы, определять их значения, характеризовать ситуацию употребления фразеологизма;

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, использовать толковые словари;

распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове, выделять производящую основу;

определять способы словообразования (суффиксальный, словосложение, переход из одной части речи в другую, метатония, дезаффиксация);

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов, применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов;

соблюдать нормы словообразования имен прилагательных, сложных и сложносокращенных слов;

распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа и имена существительные, имеющие форму только единственного числа;

определять падеж имени существительного;

иметь представление о правописании падежных окончаний имен существительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;

распознавать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные;

распознавать особенности склонения субстантированных прилагательных;

усваивать правило написания прилагательных, заимствованных из русского языка;

проводить морфологический разбор имен прилагательных;

распознавать числительные, определять общее грамматическое значение имени числительного, различать разряды имен числительных по значению, по строению;

склонять числительные и характеризовать особенности склонения, синтаксических функций числительных;

характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;

правильно употреблять количественные числительные, распределительно-разделительные числительные, собирательные числительные, числительные приблизительного счета, дробные числительные;

соблюдать нормы правописания имен числительных, в том числе слитное, раздельное, дефисное написание числительных, нормы правописания окончаний числительных;

распознавать местоимения, определять общее грамматическое значение, различать разряды местоимений, склонять местоимения, характеризовать особенности их склонения, синтаксических функций, роли в речи;

правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями аварского речевого этикета, соблюдать нормы правописания местоимений;

характеризовать причастия как особую группу слов;

определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии;

распознавать причастия прошедшего, общего и будущего времени;

выявлять путем наблюдений особенности склонения причастий;

проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике;

конструировать причастные обороты, определять роль причастия в предложении;

характеризовать деепричастия как особую группу слов;

определять признаки глагола и наречия в деепричастии;

распознавать деепричастия прошедшего и общего времени;

проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике;

правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

23.11.5. Предметные результаты изучения родного (аварского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

характеризовать язык как развивающееся явление;

понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, приводить соответствующие примеры;

объяснять причины изменений, происходящих в языке на современном этапе его развития;

определять типы текстов;

создавать текст на основе исходного;

описать предметную и сюжетную картины с использованием необходимых языковых средств;

распознавать тексты публицистического стиля;

называть грамматические свойства инфинитива (целевой формы) глагола, выделять его основу;

распознавать понудительные формы глагола, глаголы длительного вида, глаголы, обозначающие многократные действия;

осознанно употреблять составные (аналитические) формы настоящего, будущего и прошедшего времени;

определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, повелительном, вопросительном и условном наклонении;

применять нормы правописания глаголов с изученными орфограммами;

проводить морфологический разбор глаголов;

распознавать наречия в речи;

определять общее грамматическое значение наречий;

различать разряды наречий по значению, характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;

проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике;

применять правила слитного и дефисного написания наречий;

характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;

употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;

проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;

характеризовать частицу как служебную часть речи;

различать разряды частиц по значению, по составу;

объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте;

употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской, соблюдать нормы правописания частиц;

проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике;

характеризовать послелог как служебную часть речи;

определять падежную форму именных частей речи в составе послеложно-падежных форм;

анализировать послелоги в аспекте их строения и происхождения;

характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению, объяснять роль междометий в речи;

проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике.

23.11.6. Предметные результаты изучения родного (аварского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

иметь представление об аварском языке как одном из аваро-андо-цезских языков, рассказать об этом;

извлекать информацию из различных источников;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности;

указывать способы и средства связи предложений в тексте;

анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

создавать тексты официально-делового стиля (объяснительная записка, автобиография, характеристика);

иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики;

распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса;

распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные;

определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание;

характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи;

распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности;

распознавать предложения по количеству грамматических основ, различать способы выражения подлежащего, прямого дополнения, виды сказуемого и способы его выражения;

применять нормы построения простого предложения, использования инверсии;

применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием;

применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;

распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);

различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения, косвенное дополнение, виды обстоятельств);

распознавать виды предложения по составу, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов;

различать виды односоставных и двусоставных предложений (предложение без подлежащего, предложение без прямого дополнения, обобщенно-личное и назывное предложения);

характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений;

понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;

характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь);

различать однородные и неоднородные определения, находить обобщающие слова при однородных членах, понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах;

распознавать предложения, осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями;

характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами у (да), гуро (нет);

различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом, нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций, нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями;

проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений;

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

23.11.7. Предметные результаты изучения родного (аварского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

осознавать роль родного языка в жизни человека;

осознавать выразительность, богатство родного языка;

осознавать роль аварского языка в развитии национальной культуры, оценивать роль лингвистов-авароведов в изучении аварского языка;

определять основания для сравнения и сравнивать устную и письменную формы речи, монологическую и диалогическую речь;

создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной литературы;

анализировать текст: определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста;

находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания;

определять основания для сравнения и сравнивать разные функционально-смысловые типы речи;

выявлять отличительные признаки текстов разных жанров;

выражать свое отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме;

распознавать и характеризовать отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;

выявлять отличительные особенности языка научного стиля в сравнении с другими функциональными разновидностями языка и другими функциональными стилями;

создавать тексты научного стиля;

выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;

распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные);

характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;

понимать явления грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами, использовать соответствующие конструкции в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения;

различать подчинительные союзы и союзные слова;

различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения;

выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточными определения, подлежащего, прямого и косвенного дополнения, обстоятельства (образа действия, места, времени, причины и цели, условия и уступки);

выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений;

применять нормы построения сложноподчиненных предложений и постановки знаков препинания в них;

характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;

понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

распознавать типы сложных предложений с разными видами связи;

понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи, употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи;

применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;

распознавать прямую и косвенную речь, выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью;

цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание;

применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании.