Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

130.7. Содержание обучения в 6 классе

130.7. Содержание обучения в 6 классе.

130.7.1. Фольклор (устное народное творчество).

Загадка как один из древнейших жанров устного народного творчества. Источник народной мудрости и фантазии. Прямой и переносный смысл загадок. Афористичность загадок. Отображение в чувашских загадках таких качеств, как сметливость, находчивость, юмор.

130.7.2. О животных, о красоте природы, необходимости ее оберегать.

Природа и окружающая среда. Радостное восприятие природы. Идея гармонии мира людей и природы. Эстетические позиции писателя и поэта.

М. Трубина, рассказ "00007003.wmz" ("Осенняя погода").

Н. Мартынов, стихотворение "00007004.wmz" ("Осенний пейзаж").

О. Тургай, рассказ "00007005.wmz" ("Лист").

Г. Мальцев, сказка "00007006.wmz" ("Родственники").

Г. Орлов, рассказ "00007007.wmz" ("Потеря").

130.7.2.1. Теория литературы.

Сравнение, эпитет, олицетворение (повторение).

130.7.3. О нравственных законах, определяющих нормы общественной жизни.

Школа, учитель, ученье, мораль, этика в поведении или жизни человека. Осуждение лжи, защита правды. Вопросы морали и этики, неприятие героев, идущих против общечеловеческих норм. Авторское отношение к нравственным качествам человека.

А. Галкин, басня "00007008.wmz" ("Пустой труд").

Г. Волков, притча "Суяпа 00007009.wmz" ("У лжи короткие ноги").

Г. Юмарт, стихотворение "00007010.wmz сана, учитель" ("Спасибо, учитель").

П. Афанасьев, стихотворение "00007011.wmz" ("Роем колодец").

В. Давыдов-Анатри, стихотворение "Асли 00007012.wmz" ("Хлеб - всему голова").

В. Алендей, рассказ "00007013.wmz" ("Хлеб - всему голова").

130.7.3.1. Теория литературы.

Притча, басня.

130.7.4. О Родине (о малой родине) и родном языке, образное и выразительное слово в повседневной жизни человека.

Выражение гордости и любви к родному языку и чувашской земле, к Родине. Родной язык как духовная опора человека. Художественные средства, передающие различные состояния в гражданской лирике (патриотические стихи). Простота и лаконизм в изображении Родины.

П. Хузангай, стихотворение "00007014.wmz" ("Я - сын чувашского народа").

В. Давыдов-Анатри, рассказ "00007015.wmz?" ("Что такое Родина?").

130.7.5. О дружбе и родстве с другими народами, о совместной жизни в согласии.

Дух патриотизма юных героев разных национальностей. Душевная теплота, роль дружбы и взаимопонимания.

Г. Волков, рассказ "Салма яшки" ("Суп с клецками").

130.7.6. О героизме народа в годы войны и мужестве тружеников тыла. Героический труд детей и взрослых во время Великой Отечественной войны.

Произведения, рассказывающие о жестокости и горечи войны. Патриотический подвиг в годы Великой Отечественной войны. Скорбная память о воинах, павших на полях сражений, обостряющая чувство любви к Родине. Признание человеческой жизни величайшей ценностью.

А. Алга, рассказ "Малтанхи кун" ("Начало").

А. Тимбай, стихотворение "00007016.wmz" ("Стальная девушка").

Ю. Семендер, стихотворение "00007017.wmz" ("Разговор").

130.7.7. Литература других народов.

Переводы произведений русской классической литературы на чувашский язык. Общее и национально-особенное в литературе. Традиции и новаторство чувашских писателей в переводах произведений с других языков.

Из русской литературы: А. Пушкин, "00007018.wmz..." ("Зима...") (отрывок из романа "Евгений Онегин") (перевод П. Хузангая). С. Есенин, стихотворение "Сенкер май" ("Светлый май") (перевод Г. Ефимова). К. Ушинский, рассказ "00007019.wmz анне" ("Наше Отечество") (перевод О. Печникова).

Из марийской литературы: К. Беляев, рассказ "Чи 00007020.wmz парне" ("Самый дорогой подарок") (перевод Р. Петровой).

130.7.7.1. Теория литературы.

Роман в стихах, композиция произведения, портрет, диалог.