Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

51.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне основного общего образования

51.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне основного общего образования.

51.10.1. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (марийском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (марийском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (марийского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (марийского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (марийскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (марийском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

51.10.2. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

51.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

51.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

51.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

51.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (марийском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

51.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

51.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

51.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

51.10.3. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

высказываться о значении родного языка в жизни человека;

определять основные особенности устной и письменной речи;

понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего в разных ситуациях общения, владеть нормами речевого поведения;

владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое) и аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное);

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения;

излагать в письменной форме содержание прочитанного или прослушанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, плана;

делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;

воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст: пересказ, составление плана, тезисов;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи: описание, повествование, рассуждение;

выделять средства связи предложений и частей текста;

определять признаки текста, тему, основную мысль текста, ключевые слова, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста;

определять синтаксис как раздел науки о языке;

распознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);

анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слов в словосочетании;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

составлять предложения, различные по цели высказывания;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

находить в предложении однородные члены, обращения, прямую речь, соблюдать правила пунктуации в предложениях с однородными членами, с обращением, с прямой речью, составлять предложения с однородными членами, прямой речью, обращением, тексты с диалогом;

различать и составлять распространенные и нераспространенные предложения;

владеть различными видами диалога: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;

выполнять синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений;

определять фонетику как раздел науки о языке;

применять закон сингармонизма при словообразовании;

определять гармонию гласных звуков в марийских словах;

различать небную и губную гармонию;

анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова;

проводить фонетический разбор слова;

распознавать сонорные и шумные, мягкие и твердые согласные звуки, классифицировать согласные звуки;

писать правильно буквы, обозначающие звуки [д'], [т'], [р'] в заимствованных из русского языка словах;

распознавать элементы фонетической транскрипции;

определять орфоэпию как раздел науки о языке;

различать ударный слог и логическое ударение;

правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знаки препинания;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпической правильности;

определять графику как раздел науки о языке;

использовать знания по графике при произношении и правописании слов;

совершенствовать навыки сопоставления звукового и буквенного состава слова;

использовать знания марийского алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях;

использовать правила слитного, дефисного и раздельного написания слов;

правильно употреблять гласные и согласные буквы в составе морфем;

оперировать понятием "орфограмма" и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова;

распознавать изученные орфограммы;

применять знания по орфографии при правописании;

различать и использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, распознавать прямое и переносное значение слова;

различать активную и пассивную лексику;

различать, находить в тексте и правильно использовать в речи устаревшие слова, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова;

распознавать словообразующие и формообразующие аффиксы;

различать литературный язык и диалект;

распознавать лексику марийского языка с точки зрения ее происхождения: исконно марийские и заимствованные слова;

правильно использовать в устной и письменной речи заимствованные слова;

определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;

распознавать морфемы и делить слова на морфемы на основе грамматического и словообразовательного анализа;

находить корень слова, подбирать однокоренные слова;

находить аффиксы и основу слова, выделять аффиксы: словообразующие и формообразующие, образовывать слова при помощи аффиксов;

проводить морфемный разбор слова;

объяснять основные различия в строении и образовании слов в марийском и русском языках;

определять способ образования слова;

различать самостоятельные и служебные части речи, объяснять их семантические, морфологические и синтаксические особенности, определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;

определять имена существительные по грамматическим признакам;

различать имена существительные, употребляемые только в единственном числе, и употреблять их правильно;

определять число имен существительных после слов шуко (много), шагал (мало), икмыняр (несколько);

выделять суффиксы, указывающие на множественное число имени существительного;

употреблять в речи существительные с суффиксами: -влак, -шамыч, -ла, -мыт;

определять грамматические признаки имен существительных;

склонять имена существительные;

проводить морфологический разбор имен существительных;

различать и правильно писать сложные имена существительные;

распознавать формы принадлежности имен существительных, употребляемых только в единственном числе;

употреблять в речи формы принадлежности имен существительных;

определять синтаксическую роль имени существительного;

расставлять знаки препинания в диалогах и в предложениях с прямой речью;

последовательно и логично излагать свои мысли в устной и письменной форме, придерживаясь темы;

пользоваться различными видами словарей: толковый, орфографический, синонимов, антонимов, фразеологизмов.

51.10.4. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

определять место марийского языка в финно-угорской языковой семье;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи: описание, повествование, рассуждение с использованием ключевых слов, вопросов, плана, текста;

создавать тексты в соответствии с изученной лексической темой;

различать изученные части речи (имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие) по грамматическим признакам;

выполнять морфологический разбор прилагательного, числительного, местоимения, наречия;

определять и образовывать степени сравнения имен прилагательных (сравнительная, превосходная), правильно использовать их в речи;

определять условия перехода имен прилагательных в состав существительных;

определять число, падеж имени прилагательного;

выполнять словообразовательный анализ имени прилагательного;

выделять суффиксы имен прилагательных;

образовывать и правильно употреблять в речи сложные имена прилагательные;

определять синтаксическую роль имени прилагательного, характеризовать его роль в речи;

проводить морфологический анализ прилагательного, перешедшего в состав существительных;

распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению, определять синтаксическую роль имени числительного, определять особенности употребления имени числительного в научных текстах, деловой речи;

распознавать разряды числительных: простых, сложных, составных, употреблять их в речи, в том числе в сочетании с существительными;

склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных;

определять число и падеж местоимения, склонять местоимения;

распознавать и определять разряды местоимений в марийском языке: личные, указательные, определительные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные;

правильно употреблять личные местоимения с послелогом, глаголом;

определять синтаксическую роль местоимения;

распознавать наречия по вопросу и общему значению, правильно употреблять в речи;

выделять суффиксы наречий, распознавать притяжательные суффиксы наречий места;

выделять и определять степени сравнения наречий;

образовывать сложные наречия;

подбирать синонимичные и антонимичные наречия;

иметь представление о сходстве и различиях в речевом этикете марийского и русского народов.

51.10.5. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

понимать содержание несложных аутентичных текстов, отражающих жизненный уклад, традиции, обычаи марийского народа;

образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, формах возможностей и невозможностей действия;

создавать монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование с использованием глаголов желательного, повелительного, изъявительного наклонений;

проводить морфологический разбор глагола, причастия, деепричастия, подражательных слов, послелогов, союзов, частиц;

определять спряжение глаголов;

различать безличные глаголы;

правильно употреблять вспомогательные глаголы;

распознавать формообразующие и словообразующие суффиксы глаголов;

изменять глаголы изъявительного наклонения по временам: настоящее - будущее время, прошедшее время, изменять глаголы по лицам, числам;

образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов настоящего - будущего, прошедшего времени;

проводить орфографический анализ сложных глаголов;

различать и использовать в речи неспрягаемую форму глагола - инфинитив, двучленные глагольные сочетания;

правильно образовывать и употреблять глагольные сочетания;

образовывать и употреблять в речи формы причастий и деепричастий, различать их по вопросам и суффиксам;

определять синтаксическую роль причастий и деепричастий;

изменять одиночные причастия по падежам, лицам, числам;

выделять причастный оборот в предложении и соблюдать знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

распознавать деепричастный оборот в составе предложения, определять его границы, конструировать предложения с деепричастным оборотом;

распознавать и правильно употреблять в речи подражательные слова, определять синтаксическую роль подражательных слов;

определять подражательные слова по значению;

распознавать послелоги и использовать их в речи, определять простые и составные послелоги;

отличать наречия от послелогов в марийском языке;

осознавать особенности союзов в марийском языке по сравнению с русским языком;

выявлять роль союзов как средства связи предложений и частей текста;

распознавать и различать сочинительные и подчинительные союзы;

распознавать частицы, использовать в речи частицы разных разрядов;

распознавать и правильно употреблять в речи междометия, различать разряды междометий;

распознавать слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления марийского народа.

51.10.6. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) художественного стилей, разговорной речи (рассказ, беседа);

выделять в текстах и объяснять слова, отражающие национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления марийского народа;

соблюдать нормы литературного языка, корректировать свою речь в соответствии с нормами современного литературного языка;

выявлять, анализировать и исправлять ошибки в устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка (в рамках изученного);

определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слов в словосочетании;

выполнять синтаксический анализ словосочетаний;

различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;

различать виды второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство (в рамках изученного);

правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым;

распознавать приложения как особого вида определения;

распознавать односоставные предложения, определять их грамматические признаки, выявлять особенности употребления односоставных предложений;

различать виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные;

различать полные и неполные предложения;

распознавать предложения с однородными членами, выделять союзную и бессоюзную связь;

выявлять и понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

различать виды обособленных членов предложения;

характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, уке;

находить обобщающие слова при однородных членах, понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами;

различать группы вводных слов и вводных предложений;

применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями;

проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений.

51.10.7. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

создавать высказывания о родном языке с привлечением примеров из художественной литературы;

подготавливать сообщения об основоположниках литературного марийского языка и марийских ученых-языковедах, о марийских писателях и поэтах, высказывавшихся о родном языке;

соблюдать при устном и письменном общении орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы марийского литературного языка (в рамках изученного);

определять и различать виды сложного предложения;

анализировать строение бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в марийском языке;

характеризовать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения, строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

соблюдать нормы построения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;

выполнять синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

различать и объяснять строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в марийском и русском языках;

распознавать и характеризовать подчинительные союзы и союзные слова;

определять основания для сравнения и сравнивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи;

распознавать и характеризовать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (определительным, изъяснительным, обстоятельственным (места, времени, причины, цели, следствия, условия, уступки, образа действия, меры, степени);

выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения;

применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи;

распознавать и характеризовать прямую речь, применять нормы построения предложений с прямой речью, правильно оформлять в тексте прямую речь и диалог;

составлять диалоги: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;

выделять в предложении прямую речь и слова автора, объяснять постановку знаков препинания;

употреблять в устной и письменной речи цитаты, объяснять постановку знаков препинания при них;

вести диалог в условиях межкультурной коммуникации.