51.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне основного общего образования
51.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне основного общего образования.
51.10.1. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (марийском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (марийском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (марийского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (марийского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (марийскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (марийском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
51.10.2. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
51.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
51.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
51.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
51.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (марийском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
51.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
51.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
51.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
51.10.3. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
высказываться о значении родного языка в жизни человека;
определять основные особенности устной и письменной речи;
понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего в разных ситуациях общения, владеть нормами речевого поведения;
владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое) и аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное);
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения;
излагать в письменной форме содержание прочитанного или прослушанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, плана;
делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;
воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст: пересказ, составление плана, тезисов;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
выделять средства связи предложений и частей текста;
определять признаки текста, тему, основную мысль текста, ключевые слова, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста;
определять синтаксис как раздел науки о языке;
распознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слов в словосочетании;
различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;
составлять предложения, различные по цели высказывания;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
находить в предложении однородные члены, обращения, прямую речь, соблюдать правила пунктуации в предложениях с однородными членами, с обращением, с прямой речью, составлять предложения с однородными членами, прямой речью, обращением, тексты с диалогом;
различать и составлять распространенные и нераспространенные предложения;
владеть различными видами диалога: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;
выполнять синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений;
определять фонетику как раздел науки о языке;
применять закон сингармонизма при словообразовании;
определять гармонию гласных звуков в марийских словах;
различать небную и губную гармонию;
анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова;
проводить фонетический разбор слова;
распознавать сонорные и шумные, мягкие и твердые согласные звуки, классифицировать согласные звуки;
писать правильно буквы, обозначающие звуки [д'], [т'], [р'] в заимствованных из русского языка словах;
распознавать элементы фонетической транскрипции;
определять орфоэпию как раздел науки о языке;
различать ударный слог и логическое ударение;
правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знаки препинания;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпической правильности;
определять графику как раздел науки о языке;
использовать знания по графике при произношении и правописании слов;
совершенствовать навыки сопоставления звукового и буквенного состава слова;
использовать знания марийского алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях;
использовать правила слитного, дефисного и раздельного написания слов;
правильно употреблять гласные и согласные буквы в составе морфем;
оперировать понятием "орфограмма" и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова;
распознавать изученные орфограммы;
применять знания по орфографии при правописании;
различать и использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, распознавать прямое и переносное значение слова;
различать активную и пассивную лексику;
различать, находить в тексте и правильно использовать в речи устаревшие слова, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова;
распознавать словообразующие и формообразующие аффиксы;
различать литературный язык и диалект;
распознавать лексику марийского языка с точки зрения ее происхождения: исконно марийские и заимствованные слова;
правильно использовать в устной и письменной речи заимствованные слова;
определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;
распознавать морфемы и делить слова на морфемы на основе грамматического и словообразовательного анализа;
находить корень слова, подбирать однокоренные слова;
находить аффиксы и основу слова, выделять аффиксы: словообразующие и формообразующие, образовывать слова при помощи аффиксов;
проводить морфемный разбор слова;
объяснять основные различия в строении и образовании слов в марийском и русском языках;
определять способ образования слова;
различать самостоятельные и служебные части речи, объяснять их семантические, морфологические и синтаксические особенности, определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;
определять имена существительные по грамматическим признакам;
различать имена существительные, употребляемые только в единственном числе, и употреблять их правильно;
определять число имен существительных после слов шуко (много), шагал (мало), икмыняр (несколько);
выделять суффиксы, указывающие на множественное число имени существительного;
употреблять в речи существительные с суффиксами: -влак, -шамыч, -ла, -мыт;
определять грамматические признаки имен существительных;
склонять имена существительные;
проводить морфологический разбор имен существительных;
различать и правильно писать сложные имена существительные;
распознавать формы принадлежности имен существительных, употребляемых только в единственном числе;
употреблять в речи формы принадлежности имен существительных;
определять синтаксическую роль имени существительного;
расставлять знаки препинания в диалогах и в предложениях с прямой речью;
последовательно и логично излагать свои мысли в устной и письменной форме, придерживаясь темы;
пользоваться различными видами словарей: толковый, орфографический, синонимов, антонимов, фразеологизмов.
51.10.4. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
определять место марийского языка в финно-угорской языковой семье;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи: описание, повествование, рассуждение с использованием ключевых слов, вопросов, плана, текста;
создавать тексты в соответствии с изученной лексической темой;
различать изученные части речи (имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие) по грамматическим признакам;
выполнять морфологический разбор прилагательного, числительного, местоимения, наречия;
определять и образовывать степени сравнения имен прилагательных (сравнительная, превосходная), правильно использовать их в речи;
определять условия перехода имен прилагательных в состав существительных;
определять число, падеж имени прилагательного;
выполнять словообразовательный анализ имени прилагательного;
выделять суффиксы имен прилагательных;
образовывать и правильно употреблять в речи сложные имена прилагательные;
определять синтаксическую роль имени прилагательного, характеризовать его роль в речи;
проводить морфологический анализ прилагательного, перешедшего в состав существительных;
распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению, определять синтаксическую роль имени числительного, определять особенности употребления имени числительного в научных текстах, деловой речи;
распознавать разряды числительных: простых, сложных, составных, употреблять их в речи, в том числе в сочетании с существительными;
склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных;
определять число и падеж местоимения, склонять местоимения;
распознавать и определять разряды местоимений в марийском языке: личные, указательные, определительные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные;
правильно употреблять личные местоимения с послелогом, глаголом;
определять синтаксическую роль местоимения;
распознавать наречия по вопросу и общему значению, правильно употреблять в речи;
выделять суффиксы наречий, распознавать притяжательные суффиксы наречий места;
выделять и определять степени сравнения наречий;
подбирать синонимичные и антонимичные наречия;
иметь представление о сходстве и различиях в речевом этикете марийского и русского народов.
51.10.5. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
понимать содержание несложных аутентичных текстов, отражающих жизненный уклад, традиции, обычаи марийского народа;
образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, формах возможностей и невозможностей действия;
создавать монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование с использованием глаголов желательного, повелительного, изъявительного наклонений;
проводить морфологический разбор глагола, причастия, деепричастия, подражательных слов, послелогов, союзов, частиц;
определять спряжение глаголов;
правильно употреблять вспомогательные глаголы;
распознавать формообразующие и словообразующие суффиксы глаголов;
изменять глаголы изъявительного наклонения по временам: настоящее - будущее время, прошедшее время, изменять глаголы по лицам, числам;
образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов настоящего - будущего, прошедшего времени;
проводить орфографический анализ сложных глаголов;
различать и использовать в речи неспрягаемую форму глагола - инфинитив, двучленные глагольные сочетания;
правильно образовывать и употреблять глагольные сочетания;
образовывать и употреблять в речи формы причастий и деепричастий, различать их по вопросам и суффиксам;
определять синтаксическую роль причастий и деепричастий;
изменять одиночные причастия по падежам, лицам, числам;
выделять причастный оборот в предложении и соблюдать знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;
распознавать деепричастный оборот в составе предложения, определять его границы, конструировать предложения с деепричастным оборотом;
распознавать и правильно употреблять в речи подражательные слова, определять синтаксическую роль подражательных слов;
определять подражательные слова по значению;
распознавать послелоги и использовать их в речи, определять простые и составные послелоги;
отличать наречия от послелогов в марийском языке;
осознавать особенности союзов в марийском языке по сравнению с русским языком;
выявлять роль союзов как средства связи предложений и частей текста;
распознавать и различать сочинительные и подчинительные союзы;
распознавать частицы, использовать в речи частицы разных разрядов;
распознавать и правильно употреблять в речи междометия, различать разряды междометий;
распознавать слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления марийского народа.
51.10.6. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
определять основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) художественного стилей, разговорной речи (рассказ, беседа);
выделять в текстах и объяснять слова, отражающие национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления марийского народа;
соблюдать нормы литературного языка, корректировать свою речь в соответствии с нормами современного литературного языка;
выявлять, анализировать и исправлять ошибки в устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка (в рамках изученного);
определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слов в словосочетании;
выполнять синтаксический анализ словосочетаний;
различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;
различать виды второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство (в рамках изученного);
правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым;
распознавать приложения как особого вида определения;
распознавать односоставные предложения, определять их грамматические признаки, выявлять особенности употребления односоставных предложений;
различать виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные;
различать полные и неполные предложения;
распознавать предложения с однородными членами, выделять союзную и бессоюзную связь;
выявлять и понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;
различать виды обособленных членов предложения;
характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, уке;
находить обобщающие слова при однородных членах, понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;
применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами;
различать группы вводных слов и вводных предложений;
применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями;
проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений.
51.10.7. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
создавать высказывания о родном языке с привлечением примеров из художественной литературы;
подготавливать сообщения об основоположниках литературного марийского языка и марийских ученых-языковедах, о марийских писателях и поэтах, высказывавшихся о родном языке;
соблюдать при устном и письменном общении орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы марийского литературного языка (в рамках изученного);
определять и различать виды сложного предложения;
анализировать строение бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в марийском языке;
характеризовать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения, строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;
соблюдать нормы построения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;
выполнять синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;
различать и объяснять строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в марийском и русском языках;
распознавать и характеризовать подчинительные союзы и союзные слова;
определять основания для сравнения и сравнивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи;
распознавать и характеризовать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (определительным, изъяснительным, обстоятельственным (места, времени, причины, цели, следствия, условия, уступки, образа действия, меры, степени);
выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;
соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения;
применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи;
распознавать и характеризовать прямую речь, применять нормы построения предложений с прямой речью, правильно оформлять в тексте прямую речь и диалог;
составлять диалоги: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;
выделять в предложении прямую речь и слова автора, объяснять постановку знаков препинания;
употреблять в устной и письменной речи цитаты, объяснять постановку знаков препинания при них;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей