53.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (мокшанскому) языку
53.11.1. В результате изучения родного (мокшанского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (мокшанском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (мокшанском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (мокшанского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (мокшанского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (мокшанскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (мокшанском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
53.11.2. В результате изучения родного (мокшанского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
53.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
53.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
53.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
53.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (мокшанском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
53.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
53.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
53.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
53.11.3. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
характеризовать мокшанский язык как духовное богатство народа;
различать литературный и диалектный языки и их особенности;
разделять понятия устной и письменной речи;
иметь представление о структуре текста (оглавление, тема, основная мысль, абзац);
выделять основные признаки разговорного, научного, художественного стилей;
иметь представление об основных единицах языка;
характеризовать гласные и согласные звуки; определять лексическое значение, происхождение слова и сферу его использования; иметь представление о частях слова средств образования слов, различать словосочетания, предложения и называть их признаки;
использовать на практике основные правила мокшанской орфографии;
иметь представление об основных нормах мокшанского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
определять тему, основную мысль, оглавление, тип речи и стиль текста;
проводить фонетический, лексический разбор, разбор слова по составу.
правильно понимать значение устной и письменной информации (определять тему, основную, дополнительную мысль текста);
понимать тексты разных типов в разговорном, научном, художественном стилях, овладеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное);
понимать смысловую и композиционную цельность, связность текста;
находить, извлекать, выделять, различать, использовать информацию из разных источников, в том числе, из СМИ (журналы "Якстерь тяштеня" ("Красная звездочка"), "Мокша").
выделять микротемы текста, делить заданный текст на абзацы, кратко передавать содержание текста (план, пересказ своими словами, сочинение);
создавать текст в разговорном, художественном стилях и разных типах речи (повествование, описание);
создавать письменные монологические и диалогические высказывания, правильно передавать информацию о прочитанном, услышанном, увиденном;
переводить с русского на мокшанский язык повествовательные тексты;
использовать в речи основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного мокшанского языка;
использовать при письме основные орфографические правила;
писать письмо на родном языке с использованием формул мокшанского речевого этикета.
53.11.4. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
понимать роль и значение мокшанского языка как национального языка мокшанского народа, современное состояние и перспективы развития языка;
понимать смысл понятий "письменная и устная речь", "монолог и диалог"; "ситуация речевого общения";
различать виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
иметь представление об основных признаках разговорной речи, публицистического, учебно-научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
иметь представление об особенностях основных жанров учебно-научного, публицистического стилей и разговорной речи;
наблюдать за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка;
употреблять мокшанские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова;
использовать фразеологические словари;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста, выделять ключевые слова;
распознавать части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение), называть их признаки, проводить анализ и разбор частей речи, использовать в речи;
сопоставлять существительное, прилагательное, числительное, местоимение в мокшанском и русском языках;
анализировать информацию устного и письменного сообщения (определять цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
понимать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное).
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, сочинение);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога и диалога;
соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного мокшанского литературного языка;
соблюдать в письменной речи основные правила орфографии и пунктуации;
видеть в языке отражение культуры и истории народа, использовать в речи мокшанские народные пословицы и поговорки;
осуществлять речевой самоконтроль.
53.11.5. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять понятия сферы и ситуации речевого общения;
понимать взаимосвязь между текстом и рассказчиком;
выделять основные признаки и жанровые особенности публицистического, учебно-научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы, разговорной речи;
определять глагол как часть речи, его значение, основные грамматические признаки, синтаксическую роль глаголов;
определять начальную форму глагола (инфинитив), выделять основу глагола;
различать виды глаголов (глаголы, обозначающие многократное действие, однократное действие);
иметь представление о временах глагола (настоящее, будущее и прошедшее), изменять глаголы по лицам и числам в настоящем, будущем и прошедшем времени;
иметь представление об объектном спряжении глагола;
различать переходные и непереходные глаголы, образовывать отрицательные формы глагола;
иметь представление о наклонениях глагола (изъявительное, повелительное, сослагательное, условное, условно-сослагательное, желательное);
определять способы образования глаголов, выделять парные глаголы;
производить морфологический разбор глагола;
определять причастие как часть речи, его значение и основные грамматические признаки, синтаксическую роль;
различать причастия настоящего и прошедшего времени;
иметь представление об образовании и правописании отрицательных форм причастий;
употреблять в речи причастия, заменяя ими словосочетания, состоящие из причастия и существительного;
сопоставлять причастия в мокшанском и русском языках;
производить морфологический разбор причастия;
определять деепричастие как часть речи, его значение и основные грамматические признаки, синтаксическую роль;
различать формы деепричастий, их образование и правописание, образовывать отрицательные формы деепричастий;
сопоставлять деепричастия в мокшанском и русском языках;
производить морфологический разбор деепричастия;
определять наречие как часть речи, его значение, основные грамматические признаки, синтаксическую роль;
различать разряды наречий (образа действия, времени, места, меры и степени, причины и цели);
образовывать степени сравнения наречий, способы их образования и правописание, образовывать сравнительную степень наречий образа действия;
иметь представление о способах образования наречий в мокшанском языке;
иметь представление о правописании наречий;
сопоставлять наречия в мокшанском и русском языках;
производить морфологический разбор наречия;
определять союз как служебную часть речи, значение и роль союзов в предложении;
различать простые и составные союзы, правильно писать составные союзы;
различать сочинительные и подчинительные союзы;
расставлять знаки препинания в предложениях с союзами;
производить морфологический разбор союза;
сопоставлять союзы в мокшанском и русском языках;
определять послелог как служебную часть речи, морфологические признаки, значение и роль послелогов в предложении;
выделять группы послелогов по значению и употреблению (послелоги, указывающие место, время, причину, цель, меру и степень, притяжательность, сравнение, дополнение, комитативные послелоги);
употреблять послелоги в различных падежах;
производить морфологический разбор послелога;
сопоставлять послелоги с предлогами в русском языке;
определять частицу как служебную часть речи, значение и роль частиц в предложении;
выделять разряды частиц по значению и употреблению (усилительные, выделительные, указательные, вопросительные, отрицательные, неопределенные);
иметь представление о правописании частиц;
производить морфологический разбор частицы;
сопоставлять частицы в мокшанском и русском языках;
выделять междометие как особый разряд слов, значение междометий в речи;
расставлять верные знаки препинания при междометиях;
интонационно выделять предложения с междометиями;
иметь представление о правописании междометий;
сопоставлять междометия в мокшанском и русском языках;
иметь представление о праздниках, обычаях, традициях мокшанского народа;
различать научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять функционально-смысловой тип и стиль устных и письменных текстов, выделять ключевые слова, трансформировать рассказ от лица разных героев.
анализировать информацию устного и письменного сообщения (определять цель, тему текста, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
понимать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное);
владеть видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное);
работать с книгой и другими источниками информации, включая СМИ и интернет-ресурсы, применять стратегии ознакомительного, изучающего, просмотрового чтения.
излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного мокшанского литературного языка;
уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.
53.11.6. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
определять мокшанский язык как один из государственных языков Республики Мордовия, описывать его роль, признаки;
различать свободное и устойчивое словосочетания, определять типы связи слов в предложении (управление, примыкание), различать односоставное и двусоставное предложение, главные и второстепенные члены предложения, находить предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами;
различать тексты разных стилей и типов (повествование, описание, рассуждение), виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
владеть разговорным, публицистическим, деловым, научным, художественным стилями;
пересказывать тексты сжато, выборочно, развернуто;
распознавать именное и глагольное, свободное и устойчивое словосочетания, проводить полный синтаксический разбор предложения;
соблюдать правила пунктуации в предложениях с причастными, деепричастными и вводными оборотами, однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами;
определять способы выражения главных и второстепенных членов предложения;
различать типы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные);
иметь представление о структурных типах простых предложений (двусоставные и односоставные);
определять полные, неполные предложения, осложненные предложения;
находить предложения с однородными членами, выделять союзы и обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
находить предложения с обращениями, иметь представление о месте обращений в предложении;
выделять предложения с вводными словами, расставлять знаки препинания в них;
находить предложения с обособленными членами;
определять сложное предложение, его структуру и грамматическую основу, находить средства связи частей сложного предложения, различать виды сложных предложений;
определять бессоюзные сложные предложения, их структуру, видеть смысловые отношения между частями, ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, проводить синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения;
переводить с русского на мокшанский язык тексты, состоящие из предложений простой структуры;
истолковывать значения национально маркированной лексики, используя словарь.
правильно понимать значения устных и письменных текстов (цель, тема текста, основная и второстепенная, конкретная и неконкретная информация, связи между предложениями или отрывками, группировка фактов);
извлекать, группировать информацию из разных источников, в том числе из средств массовой информации, использовать словари, дополнительную литературу.
создавать краткий рассказ по содержанию целого произведения или его части, писать изложение;
писать сочинение об одном герое на основе кинофильма, пьесы или произведения;
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации при письме;
выделять структурные средства связи предложений в тексте: порядок слов, анафора, синтаксический параллелизм, повтор;
определять вопросительные предложения как средства связи частей текста, различать способы связи (цепная и параллельная);
осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.
53.11.7. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
освещать некоторые аспекты истории родного (мокшанского) языка, определять мокшанский язык как один из государственных языков Республики Мордовия и как средство общения мокшанского народа;
выделять основные жанровые особенности разговорного, публицистического, делового, научного, художественного стилей;
применять морфологические знания и умения в практике правописания;
наблюдать за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка;
определять сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения, предложения с прямой речью и смешанные сложные предложения;
владеть способами передачи чужой речи, различать прямую речь и косвенную;
иметь представление о структуре предложений с прямой и косвенной речью;
использовать разговорный, публицистический и художественный стили в своей речевой деятельности;
находить перифразу, олицетворение и гиперболу;
анализировать структуру и особенности языка текста;
соблюдать правила пунктуации в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложениях, предложениях с прямой речью и смешанных сложных предложениях;
определять сложное предложение, выделять в нем грамматическую основу, находить средства связи частей сложного предложения;
определять сложносочиненные предложения, их структуру, виды и способы связи частей, видеть смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определять место придаточной части по отношению к главной, ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, проводить его синтаксический разбор;
различать виды сложных предложений, определять сложные предложения с разными видами связи, находить средства связи в них, ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи;
определять бессоюзное сложное предложение, его структуру, видеть смысловые отношения между частями, ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, проводить его синтаксический разбор;
создавать текст на заданную тему, толковать значения национально маркированных слов, используя словарь.
правильно понимать назначение устных и письменных текстов (цель, тема текста, основная и второстепенная информация), устанавливать связи между частями текста, определять логическую структуру текста;
использовать лингвистические словари, справочную лингвистическую литературу.
отбирать и использовать языковые средства, исходя из темы, цели, сферы и ситуации речевого общения;
использовать разные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение, обмен мнениями, установление и систематизация общения);
соблюдать нормы построения текста;
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
писать краткую рецензию, изложение по содержанию прочитанного произведения;
писать текст-рассуждение на заданную тему;
подготавливать доклады, конспекты, рефераты;
формулировать тезисы, передавать в устной и письменной форме основную мысль произведения;
рассказывать или писать свою автобиографию на родном (мокшанском) языке;
иметь представление об основных изобразительных средствах мокшанского языка;
иметь представление о выдающихся мордовских лингвистов;
переводить с русского на мокшанский язык тексты с осложненными конструкциями;
соблюдать в практике речевого общения основные стилистические нормы современного мокшанского литературного языка и нормы мокшанского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей