Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

94.9. Содержание обучения в 8 классе

94.9. Содержание обучения в 8 классе.

94.9.1. Введение.

Бурятская литература и история. Интерес бурятских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков бурятской литературы.

94.9.2. Устное народное творчество.

94.9.2.1. В мире бурятской народной песни (лирические, исторические песни).

Отражение жизни бурятского народа в народных песнях "Барга байдал ошон ошоо", "Yбэтэй намаатай нютагтайл аад...", "Соохорхон тэнгэриин харанхыда", "Хyрин хээр", "Эрбэд соохор", "Yдэшэлгын дуун" и другие. Разнообразие тематики лирических и исторических песен. Поэтика песен. Современный бурятский фольклор. Благопожелания, устные рассказы.

94.9.2.2. Бурятский героический эпос "Гэсэр" как величайший памятник.

Образ человека в бурятском героическом эпосе. Народная оценка героя и способы ее выражения. Традиционная система образов в бурятском героическом эпосе. Характеры героев в фольклоре и литературе.

Теория литературы. Героический эпос (начальные представления).

94.9.2.3. Предания.

Предания как исторический жанр бурятской народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий. "Гун Сакбын тухай" ("О Савве Рагузинском"). Устный рассказ об исторических событиях первой трети XVIII века, связанных с установлением границы между Россией и Монголией. Ум, рассудительность, прозорливость - основные черты характера посла русского правительства Саввы Рагузинского.

Теория литературы. Народная песня. Предание (развитие представлений).

94.9.3. Письменные произведения бурятского народа XVIII - XIX веков.

"Монголой нюуса тобшо" ("Сокровенное сказание монголов") - первый письменный памятник монгольских народов. Изображение эпохи правления Чингисхана и его потомков в произведении. История государства Ехэ Монгол Улс (Великой монгольской империи).

История создания жанра путевых заметок - одной из форм письменных произведений бурятского народа XVIII - XIX веков. Д.Д. Заяев "Замай тэмдэглэлнyyд" ("Путевые заметки"), Б. Рабданов "Худалдаа наймаан, тyбэд эхэнэрнyyд" ("Торговля, роль тибетских женщин в обществе"). Отражение жизни, характера, традиций и обычаев разных народов в путевых заметках. Художественные особенности жанра путевых заметок.

Теория литературы. Путевые заметки.

94.9.4. Из родной (бурятской) литературы I половины XX века.

Б.Б. Барадин. Поэт, прозаик, драматург, ученый-востоковед. "Буряад монголой уг гарбалай домог" ("Легенда о происхождении бурят-монголов"). Художественное своеобразие произведения.

Х.Н. Намсараев. Краткий рассказ о писателе. Повесть "Цыремпил". Отражение в произведении картин жизни и быта бурятского народа в канун первой русской революции. Образ Цыремпила: от стихийного бунтаря до сознательного борца за народное счастье. Образы представителей народа (Радна, Гамбал, Ямаахан, Нашан-Бато, русский революционер Федор Васильевич) и классовых врагов (богач Бадма, кулак Галши, глава Эрдэни, купец Бутин). Новаторство писателя. Традиционное, романтическое и реалистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Ц.Д. Дондубон. Краткий рассказ об отношении писателя к политической и общественной жизни в период коллективизации. Повесть "Хиртэhэн hара" ("Затмение луны"). Показ разворота классовой борьбы, исторической неотвратимости перехода крестьянина-середняка Радны Цыбикова на позиции Советской власти в произведении. Реалистическое изображение событий, людей и их взаимоотношений. Психологически обоснованный показ борьбы противоречивых чувств в душе Радны, смены настроений героя в повести. Социальная и духовная близость героев Радны Цыбикова из повести "Затмение луны" и Кондрата Майданникова из романа М.А. Шолохова "Поднятая целина".

Теория литературы. Реализм (начальные представления). Психологизм (начальные представления).

94.9.5. Из родной (бурятской) литературы II половины XX века.

Ж.Т. Тумунов. Краткий рассказ о писателе. Изображение боевых подвигов народа и военных будней писателем-фронтовиком в годы Великой Отечественной войны. "Халуун зyрхэн" ("Горячее сердце"). Война в жизни человека и народа. Человек в экстремальной ситуации.

А.Д. Бадаев. Краткий рассказ о поэте. "Сэргэ" ("Коновязь"). Размышления об особенностях и значении коновязи в жизни бурятского народа. Выражение сочувствия и боли поэта к сэргэ - сакральному символу дома, очага. Верность обычаям и традициям своего народа.

Теория литературы. Сюжет в стихотворении.

К.Ш. Цыденов. Краткий рассказ о писателе. "Хээрэ" ("В степи"). Тема гуманизма в малой прозе К. Цыденова. Повествование о неразрывной связи судьбы человека с историческими событиями страны (война России с Германией, участие бурят в тыловых работах на западе страны, 1930-е годы, период коллективизации и борьба с зажиточными крестьянами, 1960-е годы). Лирическая интонация в рассказе.

Ц.Р. Галанов. Краткий рассказ о писателе. "Эсэгын хyбyyн" ("Сын отца"). Отражение военного времени в рассказе. Мечты и реальность военного детства.

Ц.-Д.Ц. Дондогой. Краткий рассказ о поэтессе. "Эхэ тухай поэмэ" ("Поэма о матери"). Изображение трудностей жизни села в годы Великой Отечественной войны. Образ матери в поэме.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений).

00005887.png

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Ц.-Д.Д. Дондокова. Краткий рассказ о поэтессе. Поэма "Шулуунууд дуулана" ("Камни поют"). Поэма на историческую тему. Характер Ринчин-Доржи Дымбылова, хоринского тайши. Современность и историческое прошлое в произведении.

Теория литературы. Лиро-эпическая поэма (развитие представлений).

Б.Н. Ябжанов. Краткий рассказ о писателе. "Эртын шyyдэр" ("Ранняя роса"). Жизнь села в годы Великой Отечественной войны, дружба мальчиков Майтагсан и Майдар.

Теория литературы. Традиции фольклора (развитие представлений).

00005888.png

Л.Д. Тапхаев. Краткий рассказ о поэте. Интерес Тапхаева к истории народа. Стихотворение "Андалдашагyй баялиг" (Абай Гэсэр, Алтан Шагайе...) ("Необмениваемое богатство").

А.Г.-Н. Лыгденов. Краткий рассказ о писателе. "Нюдэнэй аршаан" ("Целебный источник"). Изображение жизни сельчан в перестроечные 1990-е годы. Социальная и нравственная проблематика в рассказе. Проблемы воспитания.