Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

34.6. Содержание обучения в 5 классе

34.6. Содержание обучения в 5 классе.

34.6.1. Язык - важнейшее средство общения. Речевая деятельность.

Язык и речь.

Речь и речевое общение.

Речь устная и письменная.

Текст. Типы текста.

Стили речи.

34.6.2. Повторение пройденного материала на уровне начального общего образования.

Язык и культура.

Орфография как раздел правописания.

Орфография как система правил правописания слов и их форм.

Орфограмма и орфографическое правило.

Правописание морфем.

Орфографические правила, связанные с правописанием морфем.

Место орфограмм в словах.

Разделительные ъ и ь.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции.

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Даргинский речевой этикет.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число.

Правописание падежных окончаний существительных.

Имя прилагательное: род, падеж, число.

Правописание падежных окончаний прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род; правописание личных окончаний наиболее употребительных глаголов при спряжении.

Наречие.

Частицы, союзы, послелоги и их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Текст. Тема текста.

34.6.3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание и его основные признаки.

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

Основные признаки словосочетания, основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные.

Предложение и его признаки.

Предложение как минимальное речевое высказывание.

Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Их интонационные и смысловые особенности.

Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные.

Грамматическая основа предложения.

Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение, синтаксическая структура простого предложения.

Главные члены двусоставного предложения.

Морфологические способы выражения подлежащего.

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство), способы их выражения.

Предложения распространенные и нераспространенные.

Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами (-ну, -гу, ва, амма) и одиночным союзом (ва), запятая между однородными членами без союзов и с союзами (-ну, -гу, ва, амма).

Обобщающие слова перед однородными членами.

Двоеточие после обобщающего слова.

Вводные слова и словосочетания.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Синтаксический разбор простого предложения.

Пунктуационный разбор простого предложения.

Простые и сложные предложения.

Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения.

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед -ну, -гу, ва, амма, -ра, ра - ра, я, я - я, яра, яра - яра, сенахIенну.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая.

Основная мысль текста.

Этикетные диалоги.

Культура речи.

Письмо как одна из разновидностей текста.

34.6.4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка.

Звуки речи.

Гласные и согласные звуки.

Звонкие и глухие согласные.

Сонорные согласные.

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание ъ и ь.

Правописание букв ш и щ. Правописание букв п и ф. Правописание букв е, о. Двойная роль букв е, е, ю, я.

Правописание морфем слова.

Правописание заимствованных слов.

Перенос слов.

Фонетический разбор слова.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи при письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфоэпия.

Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности.

Состав даргинского алфавита, названия букв.

Понятие о культуре речи.

34.6.5. Лексика. Культура речи.

Лексика как раздел науки о языке.

Лексическое и грамматическое значение слова.

Основные способы толкования лексического значения слова (краткое толкование, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов). Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов.

Понятие о культуре речи.

34.6.6. Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема - минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов.

Основа и окончание в часть слов. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень.

Однокоренные слова.

Чередование звуков в морфемах.

Классный показатель рода в составе слова.

Морфемный разбор слов.

Орфография как раздел науки о языке.

Орфографическое правило. Правописание приставок. Правописание чередующихся гласных и, я (вих - вях); и, а (бирес - барес). Правописание букв ы, ь в заимствованных словах. Правописание букв ш, щ, ф. Правописание букв е, й, о.

Понятие о культуре речи.

34.6.7. Морфология. Орфография. Культура речи.

Морфология как раздел грамматики.

Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

Существительные собственные и нарицательные.

Правописание собственных имен существительных.

Род имен существительных.

Типы склонений имен существительных. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Единственное и множественное число имен существительных.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор имени существительного.

Понятие о культуре речи.

Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -эс, -ес).

Правописание -эс, -ес в неопределенной форме (белкIес, белчIес).

Совершенный и несовершенный вид глагола.

Правописание чередующихся гласных а, и в корнях глаголов батес - битес.

Правописание вспомогательных (сай, саби, сари, ахIен) глаголов.

34.6.8. Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.

Функциональные разновидности языка.

Морфемика. Лексикология. Синтаксис. Пунктуация.

Текст и его основные признаки.

Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста.

План текста.