80.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенскому) языку на уровне основного общего образования
80.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенскому) языку на уровне основного общего образования.
80.11.1. В результате изучения родного (эвенского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (эвенском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (эвенском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (эвенского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (эвенского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (эвенскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (эвенском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
80.11.2. В результате изучения родного (эвенского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
80.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
80.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
80.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
80.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (эвенском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
80.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
80.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
80.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
80.11.3. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
использовать в речи изученных лексических единиц (слова, словосочетания, реплики-клише);
понимать и объяснять значение Родины, родного края. Верит в силу родного слова;
соблюдать культуру слушания и говорения;
объяснять основную мысль текста;
составлять простой план текста, писать сочинение;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове;
различать согласные звуки: твердый или мягкий, звонкий или глухой;
различать слово и слог, определять количество слогов в слове;
правильно называть буквы эвенского алфавита;
называть буквы гласных как показателей твердости-мягкости согласных;
определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука;
различать слово и предложение, слово и слог (дю - дюл, ко - ког, ма - мар);
классифицировать и объединять заданные слова по лексическому значению (птицы, животные, деревья, цветы, учебные принадлежности);
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
делить устную речь на предложения, выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из данных слов, по данной схеме, рисунку или иллюстрации, на заданную тему;
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
соотносить звучание и написание слов, объяснять случаи расхождения звучания и написания;
объяснять правила написания слов с прописной буквы, подбирать слова, которые пишутся с прописной буквы;
подбирать и записывать имена собственные на заданную букву;
оформлять начало и конец предложения;
по слогам переносить слова из одной строчки на другую;
правильно применять при письме знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
безошибочно списывать текст объемом 60 слов с доски и из учебника.
80.11.4. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
правильно называть буквы и правильно произносить соответствующие звуки;
определять качественную характеристику звука: гласный - согласный, согласный твердый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный;
характеризовать, анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
определять количество слогов в слове с использованием гласных;
правильно называть буквы эвенского алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
характеризовать звуки, отсутствующие в эвенском языке;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов (, удь, бадь);
определять значение слова, пользуясь толковым словарем в учебнике (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно);
различать однозначные и многозначные слова;
распознавать в тексте синонимы и антонимы;
распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении;
осознавать значение понятия "однокоренные слова";
распознавать однокоренные слова среди неоднокоренных слов;
подбирать однокоренные слова к данному слову либо с заданным корнем;
определять в слове корень, пользуясь памяткой определения корня слова;
находить имя существительное, имя прилагательное, глагол;
распознавать имена существительные, понимать их значение и употребление в речи;
распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам и "як?";
распознавать собственные и нарицательные имена существительные, наблюдать за использованием в речи эвенских прозвищ, исследовать название прозвищ;
различать форму числа имен существительных: единственное и множественное число;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи;
определять роль прилагательных в предложении;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи;
определять роль глагола в предложении;
находить послелоги и понимать их роль в предложении;
объяснять функции послелогов, составлять словосочетания и предложения;
различать слово, словосочетание и предложение, выявлять их сходство и различие;
различать предложение и слова, не составляющие предложения;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
находить в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные и невосклицательные предложения;
находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения;
объяснять правило обозначения мягкости согласных ь (буюснэдь, , тудь), а также перед гласными е, е, я, ю (некичэн, дел, нярикан, дял, дю);
объяснять правило написания собственных имен существительных с заглавной буквы;
раздельно писать послелоги с существительным (стол хэрдэлэн, дю хатлан, би анчиндулав);
правильно переносить слова с одной строчки на другую;
правильно писать прописную букву в начале предложения;
объяснять и правильно писать разделительный твердый знак в именах существительных множественного числа перед е, е, ю, я после твердых согласных (оръякан, );
правильно применять при письме знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
переписывать текст объемом 60 - 65 слов с доски и из учебника;
писать под диктовку тексты объемом 75 слов в соответствии с изученными правилами.
80.11.5. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
восстанавливать деформированный текст, в котором нарушен порядок предложений и частей текста;
находить в тексте лишнее предложение не по теме;
соотносить тему и основную мысль текста;
определять последовательность частей текста и распознавать части текста;
выделять в тексте опорные слова;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
составлять текст по иллюстрациям учебника, вопросам и опорным словам;
составлять текст по данному началу и концу;
участвовать в устном общении на уроке и выражать собственное мнение;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей с точки зрения правильности передачи содержания;
использовать знание алфавита при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания слов с удвоенными согласными (ядда, одда);
пользоваться при письме пробелом между словами и знаком переноса;
находить в тексте незнакомое слово и определять его значение по толковому словарю;
подбирать синонимы и антонимы к данным словам, уточнять их значение по словарям;
наблюдать за использованием омонимов и различать их в предложениях;
подбирать к конкретным словам обобщенные слова, к предложенным словам обобщенного значения (дедан) приводить слова с конкретным значением (турки, адал, хурка и другие);
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать словоизменительные и словообразовательные суффиксы, выделять их в словах;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
находить в словах основу, корень, суффиксы;
подбирать слова с заданной структурой по данной схеме;
образовывать новые слова с данными суффиксами;
распознавать части речи на основе существенных признаков;
распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
находить начальную форму имени существительного;
определять грамматические признаки (число, падеж);
изменять имена существительные по падежам;
распознавать имена прилагательные;
распознавать глаголы на основе существенных признаков;
определять начальную форму глаголов;
распознавать число и время глаголов;
распознавать личные местоимения би, хи, , бу, мут, ху, ;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
распознавать союзы, правило написания их суффиксов;
различать слово, словосочетание и предложение, выявлять их сходство и различие;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
находить в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
различать понятия "члены предложения" и "части речи";
находить главные и второстепенные члены предложения, ставить вопросы от главного слова к зависимому;
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении и отражать ее в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространенные и нераспространенные предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении словосочетания;
применять правило правописания сложных существительных с различными словообразующими суффиксами, объяснять значение определенных аффиксов;
объяснять и применять при письме правило правописания заимствованных существительных;
применять правило правописания слов с удвоенными согласными (одда, );
объяснять и правильно писать буквы в падежных суффиксах именных частей речи, в соответствии с законом гармонией гласных;
объяснять и правильно писать суффиксы в глаголах и глагольных формах;
переписывать текст объемом 70 - 80 слов с доски и из учебника;
писать под диктовку тексты объемом 60 - 65 слов в соответствии с изученными правилами.
80.11.6. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
под руководством учителя строить монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, выделять части текста, составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения;
подробно, выборочно и сжато передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия;
грамотно воспроизводить текст и писать изложение, соблюдая требования каллиграфии при письме;
сочинять заметку в газету, письма, поздравления, объявления, аннотацию и отзыв о прочитанном;
составлять тексты повествовательного и описательного характера по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным темам, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке;
соблюдать языковые нормы в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
различать звуки и буквы, различать и правильно объяснять правописание различных суффиксов;
иметь представление о произношении звуков в эвенском и русском языках;
характеризовать звуки, отсутствующие в эвенском языке;
иметь представление о последовательности букв в эвенском алфавите и названии букв, пользоваться алфавитом для поиска нужной информации;
пользоваться при письме пробелом между словами, знаком переноса, красной строкой (абзацем);
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения или объяснения;
находить среди предложенных слов или в тексте синонимы, антонимы, омонимы;
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы, подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
подбирать к конкретным словам обобщенные слова, к предложенным словам обобщенного значения приводить слова с конкретным значением;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать словоизменительные и словообразовательные суффиксы, выделять их в словах;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
находить в словах основу, корень, словоизменительный и словообразовательный суффиксы;
образовывать новые слова разных частей речи с данными словообразовательными суффиксами;
определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;
классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе существенных признаков;
пользоваться словами разных частей речи и их формами в речи;
определять грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов и местоимений;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
различать наиболее употребительные послелоги и определять их роль при составлении предложений;
различать предложение, словосочетание и слово;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;
применять правила правописания прилагательных;
объяснять и правильно писать прилагательные с определенными словообразовательными суффиксами;
применять при письме правило правописания слов, обозначающих цвет и оттенки цветов (небати - небатисукан, чулбаня - чулбанядмар), высокую степень качества (хамай нодамкар, аимкаркая), объяснять и раздельно писать отрицательные частицы в глаголах (эч , этэнри гад);
переписывать текст объемом 70 - 80 слов с доски и из учебника;
писать под диктовку тексты объемом 80 - 90 слов в соответствии с изученными правилами.
80.11.7. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
соблюдать языковые нормы в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
различать и правильно объяснять правописание различных суффиксов;
иметь представление о последовательности букв в эвенском алфавите и названии букв, пользоваться алфавитом для поиска нужной информации;
пользоваться при письме знаком переноса, красной строкой (абзацем);
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения или объяснения;
находить среди предложенных слов или в тексте синонимы, антонимы, омонимы;
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы, подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
подбирать к конкретным словам обобщенные слова, к предложенным словам обобщенного значения приводить слова с конкретным значением;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать словоизменительные и словообразовательные суффиксы, выделять их в словах;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
находить в словах основу, корень, словоизменительный и словообразовательный суффиксы;
образовывать новые слова разных частей речи с данными словообразовательными суффиксами;
определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;
классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе существенных признаков;
пользоваться словами разных частей речи и их формами в речи;
определять грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов и местоимений;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
различать наиболее употребительные послелоги и определять их роль при составлении предложений;
различать предложение, словосочетание и слово;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;
использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
применять правила правописания прилагательных;
объяснять и правильно писать прилагательные с определенными словообразовательными суффиксами;
объяснять и раздельно писать отрицательные частицы в глаголах (эч , этэнри гад);
переписывать текст объемом 95 - 100 слов с доски и из учебника;
писать под диктовку тексты объемом 90 - 95 слов в соответствии с изученными правилами.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей