Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

80.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенскому) языку на уровне основного общего образования

80.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенскому) языку на уровне основного общего образования.

80.11.1. В результате изучения родного (эвенского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (эвенском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (эвенском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (эвенского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (эвенского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (эвенскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (эвенском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

80.11.2. В результате изучения родного (эвенского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

80.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

80.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

80.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

80.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (эвенском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

80.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

80.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

80.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

80.11.3. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

использовать в речи изученных лексических единиц (слова, словосочетания, реплики-клише);

понимать и объяснять значение Родины, родного края. Верит в силу родного слова;

соблюдать культуру слушания и говорения;

объяснять основную мысль текста;

составлять простой план текста, писать сочинение;

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;

различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове;

различать согласные звуки: твердый или мягкий, звонкий или глухой;

различать слово и слог, определять количество слогов в слове;

правильно называть буквы эвенского алфавита;

называть буквы гласных как показателей твердости-мягкости согласных;

определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука;

различать слово и предложение, слово и слог (дю - дюл, ко - ког, ма - мар);

классифицировать и объединять заданные слова по лексическому значению (птицы, животные, деревья, цветы, учебные принадлежности);

определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

делить устную речь на предложения, выделять предложения из речи;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

составлять предложения из данных слов, по данной схеме, рисунку или иллюстрации, на заданную тему;

писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;

соотносить звучание и написание слов, объяснять случаи расхождения звучания и написания;

объяснять правила написания слов с прописной буквы, подбирать слова, которые пишутся с прописной буквы;

подбирать и записывать имена собственные на заданную букву;

оформлять начало и конец предложения;

по слогам переносить слова из одной строчки на другую;

правильно применять при письме знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

безошибочно списывать текст объемом 60 слов с доски и из учебника.

80.11.4. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

правильно называть буквы и правильно произносить соответствующие звуки;

определять качественную характеристику звука: гласный - согласный, согласный твердый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный;

характеризовать, анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

определять количество слогов в слове с использованием гласных;

правильно называть буквы эвенского алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

характеризовать звуки, отсутствующие в эвенском языке;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов (00005409.png, удь, бадь);

определять значение слова, пользуясь толковым словарем в учебнике (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно);

различать однозначные и многозначные слова;

распознавать в тексте синонимы и антонимы;

распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении;

осознавать значение понятия "однокоренные слова";

распознавать однокоренные слова среди неоднокоренных слов;

подбирать однокоренные слова к данному слову либо с заданным корнем;

определять в слове корень, пользуясь памяткой определения корня слова;

находить имя существительное, имя прилагательное, глагол;

распознавать имена существительные, понимать их значение и употребление в речи;

распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам 00005410.png и "як?";

распознавать собственные и нарицательные имена существительные, наблюдать за использованием в речи эвенских прозвищ, исследовать название прозвищ;

различать форму числа имен существительных: единственное и множественное число;

находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи;

определять роль прилагательных в предложении;

находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи;

определять роль глагола в предложении;

находить послелоги и понимать их роль в предложении;

объяснять функции послелогов, составлять словосочетания и предложения;

различать слово, словосочетание и предложение, выявлять их сходство и различие;

различать предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи;

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

находить в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные и невосклицательные предложения;

находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

различать главные и второстепенные члены предложения;

объяснять правило обозначения мягкости согласных ь (буюснэдь, 00005411.png, тудь), а также перед гласными е, е, я, ю (некичэн, дел, нярикан, дял, дю);

объяснять правило написания собственных имен существительных с заглавной буквы;

раздельно писать послелоги с существительным (стол хэрдэлэн, дю хатлан, би анчиндулав);

правильно переносить слова с одной строчки на другую;

правильно писать прописную букву в начале предложения;

объяснять и правильно писать разделительный твердый знак в именах существительных множественного числа перед е, е, ю, я после твердых согласных (оръякан, 00005412.png);

правильно применять при письме знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

переписывать текст объемом 60 - 65 слов с доски и из учебника;

писать под диктовку тексты объемом 75 слов в соответствии с изученными правилами.

80.11.5. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

восстанавливать деформированный текст, в котором нарушен порядок предложений и частей текста;

находить в тексте лишнее предложение не по теме;

соотносить тему и основную мысль текста;

определять последовательность частей текста и распознавать части текста;

выделять в тексте опорные слова;

распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

составлять текст по иллюстрациям учебника, вопросам и опорным словам;

составлять текст по данному началу и концу;

участвовать в устном общении на уроке и выражать собственное мнение;

анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей с точки зрения правильности передачи содержания;

использовать знание алфавита при работе со словарями и справочниками;

применять знания фонетического материала при использовании правил правописания слов с удвоенными согласными (ядда, одда);

пользоваться при письме пробелом между словами и знаком переноса;

находить в тексте незнакомое слово и определять его значение по толковому словарю;

подбирать синонимы и антонимы к данным словам, уточнять их значение по словарям;

наблюдать за использованием омонимов и различать их в предложениях;

подбирать к конкретным словам обобщенные слова, к предложенным словам обобщенного значения (дедан) приводить слова с конкретным значением (турки, адал, хурка и другие);

владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

различать словоизменительные и словообразовательные суффиксы, выделять их в словах;

различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

находить в словах основу, корень, суффиксы;

подбирать слова с заданной структурой по данной схеме;

образовывать новые слова с данными суффиксами;

распознавать части речи на основе существенных признаков;

распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

находить начальную форму имени существительного;

определять грамматические признаки (число, падеж);

изменять имена существительные по падежам;

распознавать имена прилагательные;

распознавать глаголы на основе существенных признаков;

определять начальную форму глаголов;

распознавать число и время глаголов;

распознавать личные местоимения би, хи, 00005413.png, бу, мут, ху, 00005414.png;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

распознавать союзы, правило написания их суффиксов;

различать слово, словосочетание и предложение, выявлять их сходство и различие;

выделять предложения из речи;

определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

находить в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;

различать понятия "члены предложения" и "части речи";

находить главные и второстепенные члены предложения, ставить вопросы от главного слова к зависимому;

устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении и отражать ее в схеме;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

различать распространенные и нераспространенные предложения, составлять такие предложения;

отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении словосочетания;

применять правило правописания сложных существительных с различными словообразующими суффиксами, объяснять значение определенных аффиксов;

объяснять и применять при письме правило правописания заимствованных существительных;

применять правило правописания слов с удвоенными согласными (одда, 00005415.png);

объяснять и правильно писать буквы в падежных суффиксах именных частей речи, в соответствии с законом гармонией гласных;

объяснять и правильно писать суффиксы в глаголах и глагольных формах;

переписывать текст объемом 70 - 80 слов с доски и из учебника;

писать под диктовку тексты объемом 60 - 65 слов в соответствии с изученными правилами.

80.11.6. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

под руководством учителя строить монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, выделять части текста, составлять план к заданным текстам;

пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения;

подробно, выборочно и сжато передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия;

грамотно воспроизводить текст и писать изложение, соблюдая требования каллиграфии при письме;

сочинять заметку в газету, письма, поздравления, объявления, аннотацию и отзыв о прочитанном;

составлять тексты повествовательного и описательного характера по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным темам, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке;

соблюдать языковые нормы в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

различать звуки и буквы, различать и правильно объяснять правописание различных суффиксов;

иметь представление о произношении звуков в эвенском и русском языках;

характеризовать звуки, отсутствующие в эвенском языке;

иметь представление о последовательности букв в эвенском алфавите и названии букв, пользоваться алфавитом для поиска нужной информации;

пользоваться при письме пробелом между словами, знаком переноса, красной строкой (абзацем);

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения или объяснения;

находить среди предложенных слов или в тексте синонимы, антонимы, омонимы;

подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы, подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

понимать этимологию мотивированных слов-названий;

подбирать к конкретным словам обобщенные слова, к предложенным словам обобщенного значения приводить слова с конкретным значением;

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать словоизменительные и словообразовательные суффиксы, выделять их в словах;

различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

находить в словах основу, корень, словоизменительный и словообразовательный суффиксы;

образовывать новые слова разных частей речи с данными словообразовательными суффиксами;

определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;

классифицировать слова по частям речи;

распознавать части речи на основе существенных признаков;

пользоваться словами разных частей речи и их формами в речи;

определять грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов и местоимений;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

различать наиболее употребительные послелоги и определять их роль при составлении предложений;

различать предложение, словосочетание и слово;

составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации;

находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять из предложения словосочетания;

распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;

применять правила правописания прилагательных;

объяснять и правильно писать прилагательные с определенными словообразовательными суффиксами;

применять при письме правило правописания слов, обозначающих цвет и оттенки цветов (небати - небатисукан, чулбаня - чулбанядмар), высокую степень качества (хамай нодамкар, аимкаркая), объяснять и раздельно писать отрицательные частицы в глаголах (эч 00005416.png, этэнри гад);

переписывать текст объемом 70 - 80 слов с доски и из учебника;

писать под диктовку тексты объемом 80 - 90 слов в соответствии с изученными правилами.

80.11.7. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

соблюдать языковые нормы в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

различать звуки и буквы;

различать и правильно объяснять правописание различных суффиксов;

иметь представление о последовательности букв в эвенском алфавите и названии букв, пользоваться алфавитом для поиска нужной информации;

пользоваться при письме знаком переноса, красной строкой (абзацем);

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения или объяснения;

находить среди предложенных слов или в тексте синонимы, антонимы, омонимы;

подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы, подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

понимать этимологию мотивированных слов-названий;

подбирать к конкретным словам обобщенные слова, к предложенным словам обобщенного значения приводить слова с конкретным значением;

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать словоизменительные и словообразовательные суффиксы, выделять их в словах;

различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

находить в словах основу, корень, словоизменительный и словообразовательный суффиксы;

образовывать новые слова разных частей речи с данными словообразовательными суффиксами;

определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;

классифицировать слова по частям речи;

распознавать части речи на основе существенных признаков;

пользоваться словами разных частей речи и их формами в речи;

определять грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов и местоимений;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

различать наиболее употребительные послелоги и определять их роль при составлении предложений;

различать предложение, словосочетание и слово;

составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации;

находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять из предложения словосочетания;

распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;

использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

применять правила правописания прилагательных;

объяснять и правильно писать прилагательные с определенными словообразовательными суффиксами;

объяснять и раздельно писать отрицательные частицы в глаголах (эч 00005417.png, этэнри гад);

переписывать текст объемом 95 - 100 слов с доски и из учебника;

писать под диктовку тексты объемом 90 - 95 слов в соответствии с изученными правилами.