Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

44.7. Содержание обучения в 6 классе

44.7. Содержание обучения в 6 классе.

44.7.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

44.7.1.1. Тематическое содержание речи.

Мой класс. Мои одноклассники. День учителя. Любимый учитель.

Семейные праздники. Выбор и покупка подарка. Покупка продуктов питания к праздничному столу. Поздравительные или пригласительные открытки. Планирование праздника.

Летние виды спорта. История некоторых видов спорта. Мои спортивные увлечения во время летних каникул.

Посещение музея (выставки). Виды путешествий. Планирование поездки. Выбор маршрута.

Творческие профессии. Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми (писатели, поэты, художники).

Квартира (дом или комната). Предметы интерьера, мебели. Традиционное жилище коми.

Детские газеты и журналы на коми языке. Школьная газета.

Государственная символика Республики Коми.

Географическое положение Республики Коми. Природные богатства Республики Коми: лес, нефть, газ, уголь и другие. Реки Республики Коми.

Традиционные праздники народа коми.

44.7.2. Говорение.

44.7.2.1. Диалогическая речь.

Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать; поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление; выражать благодарность; вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника.

Диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения.

Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета.

Объем диалога - 7 - 8 реплик.

44.7.2.2. Монологическая речь.

Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

повествование или сообщение;

изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста;

краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, вопросов, таблиц и (или) иллюстраций, фотографий.

Объем монологического высказывания - 7 фраз.

44.7.3. Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное.

При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных аудиотекстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты или события в воспринимаемом на слух тексте; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, диалог (беседа), рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста (текстов) для аудирования - 70 - 80 секунд.

44.7.4. Смысловое чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять тему (основную мысль), главные факты (события), прогнозировать содержание текста по заголовку (началу) текста; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания; понимать заимствованные слова в контексте.

Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию.

Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: беседа, отрывок из художественного произведения (рассказ, сказка), отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, сообщение личного характера, объявление, кулинарный рецепт, стихотворение, несплошной текст (таблица).

Объем текста (текстов) для чтения - 250 - 300 слов.

44.7.5. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи:

списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

заполнение анкет и формуляров, сообщение о себе основных и дополнительных сведений (имя, фамилия, возраст, гражданство, адрес, класс, школа, увлечения и интересы) в соответствии с нормами, принятыми в Республике Коми;

написание поздравления учителю;

написание заметки на коми языке в газету или журнал;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального текста (объем сообщения - до 70 слов);

создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, иллюстраций (объем письменного высказывания - до 70 слов).

44.7.6. Фонетическая сторона речи.

Специфические звуки коми языка: [00003167.wmz], [дж], [дз], [тш], произношение [i] после твердых парных согласных (повторение).

Вставочные звуки [й], [м], [к], [т] в словах типа 00003168.wmz - 00003169.wmz, ус - ускыс, 00003170.wmz - 00003171.wmz (повторение).

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах.

44.7.7. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения; запятой при перечислении.

Пунктуационно правильное оформление электронного сообщения личного характера.

Правописание слов с вопросительной частицей -00003172.wmz.

Правописание возвратных глаголов.

Правописание глаголов множественного числа в первом прошедшем времени.

Правописание сложных имен существительных, существительных с суффиксами -лун, -ан, ян и -iн.

Правописание суффикса множественного числа прилагательных -00003173.wmz.

Правописание прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

44.7.8. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в коми языке нормы лексической сочетаемости.

Объем изучаемой лексики: до 750 лексических единиц для продуктивного использования (включая 650 лексических единиц, изученных ранее) и до 800 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 750 лексических единиц продуктивного минимума).

Понимание явлений омонимии, многозначности слов в коми языке.

44.7.9. Грамматическая сторона речи.

Порядок слов в предложении.

Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные в утвердительной и отрицательной форме (повторение).

Порядок слов в нераспространенных и распространенных простых предложениях с составным глагольным сказуемым (00003174.wmz 00003175.wmz 00003176.wmz. 00003177.wmz ме 00003178.wmz пыравны 00003179.wmz.).

Вопросительные предложения с вопросительной частицей -00003180.wmz (Уна-00003181.wmz кадыс? Локтан-00003182.wmz 00003183.wmz? Кузь-00003184.wmz 00003185.wmz тушаыс?).

Побудительные предложения с частицами мед, вай (Мед пыралас талун! Вай 00003186.wmz 00003187.wmz!).

Суффиксы возвратных глаголов: -сь, -ч, -ась (мыссьыны, 00003188.wmz, пасьтасьны).

Отрицательное спряжение глаголов (ог 00003189.wmz, он 00003190.wmz, оз 00003191.wmz, 00003192.wmz 00003193.wmz, 00003194.wmz 00003195.wmz, оз 00003196.wmz).

Глаголы настоящего и прошедшего времени во множественном числе.

Склонение имен существительных в единственном и множественном числе в местном, переходном, отдалительном, предельном, дательном, винительном падежах (Ола Воркутаын. Локтi Воркутаысь. Гуляйтiм Москватi. Сыктывкарсянь 00003197.wmz. Самолет 00003198.wmz енэжтi. Бать 00003199.wmz 00003200.wmz. Лэбам 00003201.wmz. Козьнала воклы. 00003202.wmz 00003203.wmz).

Имена существительные с суффиксами -лун (озырлун, сюсьлун), -ан, ян и -iн (вузасянiн, 00003204.wmz, кушин, пувъяин), -00003205.wmz (00003206.wmz, 00003207.wmz).

Сложные имена существительные (синлыс, 00003208.wmz, 00003209.wmz, кывкуд, мусир).

Обозначение принадлежности с помощью притяжательных местоимений и определенно-притяжательных форм существительных (менам мам, 00003210.wmz, менам 00003211.wmz).

Образование множественного числа прилагательных (Нывкаясыс 00003212.wmz).

Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных (бурджык, медбур, медся бур).

Сравнительная степень наречий (00003213.wmz, бурджыка).

Образование наречий при помощи суффикса -а (мичаа, кыпыда, гораа, кокниа), -ысь (кыкысь, унаысь).

Количественные числительные (до 1000). Порядковые числительные (до 100).

Послелоги времени (каникул дырйи, во 00003214.wmz, кык лун мысти, вежон сайын, во кымын).

Формообразующие частицы (вай, мед).

44.7.10. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование отдельных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи (в ситуациях общения, в том числе "Дома", "В школе", "В магазине", "На празднике", "Во время путешествия").

Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках тематического содержания (традиционное жилище коми, национальные праздники народа коми, выдающиеся люди Республики Коми).

Знание социокультурного портрета родной страны и Республики Коми: знакомство с государственной символикой (герб, флаг, гимн), с географическим положением Республики Коми, некоторыми национальными символами, газетами и журналами, издаваемыми в Республике Коми, традициями проведения основных национальных праздников (Луд, Усть-Цилемская горка, Лямпиада), с особенностями образа жизни и культуры родной страны и родной республики (достопримечательности, писатели и художники Республики Коми), с отдельными литературными произведениями писателей и поэтов Республики Коми, с отдельными музыкальными произведениями композиторов Республики Коми, с отдельными произведениями живописи художников Республики Коми.

Развитие умений:

оформлять поздравительные и пригласительные открытки (на день рождения, Новый год);

кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и Республики Коми (некоторые национальные праздники, коми газеты и журналы, коми состязания); наиболее известные достопримечательности;

кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и республики (писателях, художниках).

44.7.11. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой догадки, в том числе контекстуальной.

Использование плана в качестве опоры при составлении собственных высказываний.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.