Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

58.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (осетинскому) языку на уровне основного общего образования

58.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (осетинскому) языку на уровне основного общего образования.

58.11.1. В результате изучения родного (осетинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (осетинском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (осетинском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (осетинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (осетинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (осетинскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (осетинском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

58.11.2. В результате изучения родного (осетинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

58.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

58.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

58.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

58.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (осетинском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

58.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

58.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;

понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

58.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

58.11.3. Предметные результаты изучения родного (осетинского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

правильно произносить гласные и согласные звуки;

ставить ударение в словах и группах слов;

отличать друг от друга прямые и переносные значения слов и использовать их в своей речи;

участвовать в диалоге;

преобразовывать диалог в монолог;

составлять текст из 8 - 10 предложений и рассказывать его;

рассказывать содержание заданного текста при помощи плана или без него;

рассказывать и описывать содержание картины, используя изложение или описание;

отвечать на вопросы, связанные с текстом;

составлять простой план к тексту и рассказывать его;

определять научный, художественный стили;

понимать содержание небольшого текста (время прослушивания - 3 минуты);

понимать текст с группой новых слов;

осознанно читать прозаические и поэтические тексты;

составлять предложения с обращением;

составлять предложения с прямой речью;

объяснять пройденные орфограммы и исправлять ошибки;

читать за минуту 90 - 100 слов;

писать сообщение, поздравление и письмо;

писать рассказ по картине или вопросам;

проводить фонетический, словообразовательный, лексический и морфологический разбор;

проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

пользоваться лингвистическими словарями.

58.11.4. Предметные результаты изучения родного (осетинского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

пользоваться различными видами слов и фразеологизмов;

искать в словах орфограммы и объяснять их;

без ошибок писать словарные и контрольные диктанты, сочинения и изложения;

проводить выводы из текста (речи);

составлять сложные и сокращенные сложные слова;

проводить фонетический, морфемный и словообразовательный разбор слов;

пользоваться видами осетинского счета;

склонять числительные и местоимения;

склонять глаголы в повелительном наклонении;

пользоваться настоящим временем вместо глагола прошедшего и будущего времени;

определять синтаксические задачи в пройденном материале по частям речи;

составлять словосочетания, предложения, тексты;

участвовать в диалоге;

завершать текст по заданному началу;

определять тему и главную мысль текста;

искать в тексте художественно-изобразительные средства и пользоваться ими;

делить текст на части;

составлять план к тексту;

пересказывать текст;

переводить короткие тексты с осетинского языка на русский;

участвовать в различных грамматических играх;

правильно ставить знаки препинания и объяснять их.

58.11.5. Предметные результаты изучения родного (осетинского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

находить и исправлять ошибки в пройденных орфограммах;

по стилю и жанру текста пользоваться оценочно-эмоциональными, образными словами;

пользоваться глаголами;

пользоваться безличными формами глагола и безличными глаголами в простых предложениях с одним главным членом (сказуемым);

отличать наречие от существительного и прилагательного;

составлять предложения с деепричастием и деепричастным оборотом;

заменять предложения с деепричастным оборотом на сложносочиненное предложение;

отличать послелоги, частицы и союзы от схожих (омонимных) частей речи;

правильно читать предложения с частицами;

заменять одни союзы на другие;

участвовать в диалогах, полилогах;

пользоваться этикетной речью;

составлять разные монологи;

составлять текст, рассказывать своими словами текст целиком или одну его часть;

писать диктант, изложение, сочинение, описывать внешность человека, природу;

писать конспект текста, заметку в газету, поздравление, автобиографию, характеристику героя;

определять синтаксические задачи частей речи;

производить фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический разбор.

58.11.6. Предметные результаты изучения родного (осетинского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

составлять словосочетания и предложения (односоставные и двусоставные);

составлять распространенные простые предложения;

проводить синтаксический разбор односоставных и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;

пользоваться синтаксическими синонимами по содержанию и стилю речи;

соблюдать литературные нормы;

ставить знаки препинания в простом распространенном предложении;

ставить тире между подлежащим и сказуемым, а также в неполном предложении;

находить и исправлять ошибки в пройденных орфограммах;

определять текст, части текста, речь, стили и виды речи;

составлять конспект и тезисы из литературно-критической статьи;

пересказывать (писать) своими словами повествовательный текст или какую-либо его часть с описанием памятника;

писать сочинение-описание;

писать сочинение на публицистическую тему;

проводить фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический разбор;

работать со словарями.

58.11.7. Предметные результаты изучения родного (осетинского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

составлять сложные предложения, простые распространенные предложения;

пользоваться синтаксическими синонимами по стилю и содержанию текста;

определять вид текста, его части и стиль;

соблюдать нормы литературного языка;

объяснять знаки препинания в сложном предложении;

интонационно правильно читать сложное предложение;

заменять сложноподчиненное предложение синонимичным простым предложением;

работать над пунктуационными ошибками;

выделять пройденные орфограммы и исправлять орфографические ошибки;

составлять тексты с разными стилями и видами речи;

дописывать текст;

объяснять содержание текстов на дигорском диалекте;

писать конспект к тексту, писать к нему тезисы, рецензию;

составлять конспект и тезисы из литературно-критической статьи (или из части статьи);

писать сочинения на публицистическую тему;

писать деловые бумаги (заявление, автобиографию, протокол);

улучшать содержание и язык сочинения;

составлять диалоги;

находить в тексте ошибки и исправлять их;

проводить фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор.