32.7. Содержание обучения в 6 классе
32.7.1. Коммуникативные умения.
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
Дружба (). Общение в Интернете (Интернедээр харилсаан).
Учеба (hуралсал). Школьная жизнь (hургуулиин ажабайдал).
Мой день, отдых (Минин ажабайдал). Культура и традиции отдыха (Амарха заншал).
Здоровый образ жизни ( энхэ байдал). Вредные привычки (Бэеэ гамнагты).
Путешествие (Аяншалга). Путешествие по Байкалу (Байгалаар аяншалга).
Моя семья, родословная (Минин , уг гарбал). Моя биография (Минии намтар).
Культура, традиции (Соел, еhо заншал). Сагаалган - праздник Нового года (Сагаалган - Шэнэ жэлэй hайндэр).
Профессия повара. (Тогоошоной мэргэжэл).
Одежда (Хубсаhан). Национальный костюм (Арадай хубсаhан).
Диалогическая речь. В 6 классе продолжается развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию, усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых обучающимися в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения, как:
начать, поддержать и закончить разговор;
поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
вежливо переспросить, выразить согласие или отказ.
Объем диалогов - до 2 реплик со стороны каждого участника.
При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию ("хэн?" ("кто?"), "юун?" ("что?"), "хайшан гээд?" ("как?"), "хаана?" ("где?"), "хайшаа?" ("куда?"), "хэзээ?" ("когда?"), "хэнтэй?" ("с кем?"), "юундэ?" ("почему?"), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов - до 2 - 3-х реплик со стороны каждого участника.
При обучении ведению диалога - побуждения к действию отрабатываются умения:
обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить;
дать совет и принять или не принять его;
пригласить к действию, взаимодействию и согласиться или не согласиться принять в нем участие.
Объем диалогов - до 2-х реплик со стороны каждого участника.
Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, сообщение, а также эмоциональные суждения;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с использованием текста;
проводить сообщение в связи с прочитанным или прослушанным текстом.
Объем монологического высказывания - до 7 - 8 фраз.
Владение умениями воспринимать на слух бурятский текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие умений:
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с использования языковой догадки, контекста.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 6 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 - 2 минут.
Обучающиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием содержания (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 6 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 6 классе, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры региона. Объем текстов для чтения - 450 слов.
Формируемые умения в области чтения:
определять тему, содержание текста по заголовку;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 6 классе.
Формируются и отрабатываются умения:
полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);
выражать свое мнение по прочитанному.
Объем текстов для чтения до 200 - 250 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся.
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 25 - 30 слов, включая адрес), выражать пожелания;
заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, адрес);
писать личное письмо с использованием образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма - до 50 слов, включая адрес);
32.7.2. Языковые знания и навыки.
32.7.2.1. Графика и орфография.
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
32.7.2.2. Фонетическая сторона речи.
Навыки произношения и различения на слух всех звуков бурятского языка. Закон гармонии гласных. Акцентуация слова в бурятском языке. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
32.7.2.3. Лексическая сторона речи.
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 600 - 650 усвоенным лексическим единицам добавляется около 100 - 150 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие бурятскую культуру. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
Знание основных способов словообразования:
аффиксация: наречия с суффиксом -аар (-ээр, -оор) - hайнаар, числительные с суффиксами -та (-тэ, -то) арбадахи, арбата.
32.7.2.4. Грамматическая сторона речи.
Расширение объема значений грамматических средств, изученных в предыдущих классах, и овладение новыми грамматическими явлениями.
Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Послеложно-падежная система бурятского языка. Единственное и множественное число. Личное и безличное (возвратное) притяжание. Выражение степени качества имен прилагательных. Местоимение. Глагол. Наклонение. Формы обращения. Причастие. Наречия места, образа действия. Модальные слова хэрэгтэй, еhотой. Частицы в бурятском языке.
Имена существительные: личные и неличные.
Местоимения: личные, возвратные, указательные, вопросительные.
Числительные: количественные (100 - 100000000), выражение даты, приблизительное количество - гушаад.
Союзы: харин; союзные слова: юундэб гэхэдэ, тиимэhээ.
Послелоги, отражающие отношения по времени.
Простые распространенные предложения.
Все типы вопросительных предложений ( сагтаа ши юу хэхэ дуратайбши? Ши кинодо ошохо ? Ши гэртээ ошохо , али hургуулидаа байха ?).
Побудительные предложения в утвердительной (Уншыш даа) и отрицательной формах ( мартаарай).
Причастный и деепричастный обороты. Предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами.
Овладение грамматической стороной речи предполагает знание признаков изученных грамматических явлений и навыки распознавания и употребления их в речи.
32.7.3. Социокультурные знания и умения.
Традиции семейных праздников (милаан, наадан). Национальная одежда бурят. Система питания у бурят. Этические нормы бурят (арадай алтан hургаалhаа). Традиции самопрезентации бурят. Пространство и время у бурят. Традиционное жилище бурят. Топонимика Бурятии. Выдающиеся люди Бурятии и России. 10 самых известных мест в России.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей