Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

32.7. Содержание обучения в 6 классе

32.7. Содержание обучения в 6 классе.

32.7.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Дружба (00000019.wmz). Общение в Интернете (Интернедээр харилсаан).

Учеба (hуралсал). Школьная жизнь (hургуулиин ажабайдал).

Мой день, отдых (Минин ажабайдал). Культура и традиции отдыха (Амарха заншал).

Здоровый образ жизни (00000020.wmz энхэ байдал). Вредные привычки (Бэеэ гамнагты).

Путешествие (Аяншалга). Путешествие по Байкалу (Байгалаар аяншалга).

Моя семья, родословная (Минин 00000021.wmz, уг гарбал). Моя биография (Минии намтар).

Культура, традиции (Соел, еhо заншал). Сагаалган - праздник Нового года (Сагаалган - Шэнэ жэлэй hайндэр).

Профессия повара. (Тогоошоной мэргэжэл).

Одежда (Хубсаhан). Национальный костюм (Арадай хубсаhан).

Говорение.

Диалогическая речь. В 6 классе продолжается развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию, усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых обучающимися в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.

Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения, как:

начать, поддержать и закончить разговор;

поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

выразить благодарность;

вежливо переспросить, выразить согласие или отказ.

Объем диалогов - до 2 реплик со стороны каждого участника.

При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию ("хэн?" ("кто?"), "юун?" ("что?"), "хайшан гээд?" ("как?"), "хаана?" ("где?"), "хайшаа?" ("куда?"), "хэзээ?" ("когда?"), "хэнтэй?" ("с кем?"), "юундэ?" ("почему?"), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов - до 2 - 3-х реплик со стороны каждого участника.

При обучении ведению диалога - побуждения к действию отрабатываются умения:

обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить;

дать совет и принять или не принять его;

пригласить к действию, взаимодействию и согласиться или не согласиться принять в нем участие.

Объем диалогов - до 2-х реплик со стороны каждого участника.

Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:

кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, сообщение, а также эмоциональные суждения;

передавать содержание, основную мысль прочитанного с использованием текста;

проводить сообщение в связи с прочитанным или прослушанным текстом.

Объем монологического высказывания - до 7 - 8 фраз.

Аудирование.

Владение умениями воспринимать на слух бурятский текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

При этом предусматривается развитие умений:

выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

выбирать главные факты, опуская второстепенные;

выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с использования языковой догадки, контекста.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 6 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 - 2 минут.

Чтение.

Обучающиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием содержания (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое поисковое чтение).

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 6 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 6 классе, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры региона. Объем текстов для чтения - 450 слов.

Формируемые умения в области чтения:

определять тему, содержание текста по заголовку;

выделять основную мысль;

выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.

Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 6 классе.

Формируются и отрабатываются умения:

полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);

выражать свое мнение по прочитанному.

Объем текстов для чтения до 200 - 250 слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся.

Письменная речь.

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

проводить выписки из текста;

писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 25 - 30 слов, включая адрес), выражать пожелания;

заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, адрес);

писать личное письмо с использованием образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма - до 50 слов, включая адрес);

32.7.2. Языковые знания и навыки.

32.7.2.1. Графика и орфография.

Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

32.7.2.2. Фонетическая сторона речи.

Навыки произношения и различения на слух всех звуков бурятского языка. Закон гармонии гласных. Акцентуация слова в бурятском языке. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.

Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

32.7.2.3. Лексическая сторона речи.

Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 600 - 650 усвоенным лексическим единицам добавляется около 100 - 150 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие бурятскую культуру. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.

Знание основных способов словообразования:

аффиксация: наречия с суффиксом -аар (-ээр, -оор) - hайнаар, числительные с суффиксами -та (-тэ, -то) арбадахи, арбата.

32.7.2.4. Грамматическая сторона речи.

Расширение объема значений грамматических средств, изученных в предыдущих классах, и овладение новыми грамматическими явлениями.

Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Послеложно-падежная система бурятского языка. Единственное и множественное число. Личное и безличное (возвратное) притяжание. Выражение степени качества имен прилагательных. Местоимение. Глагол. Наклонение. Формы обращения. Причастие. Наречия места, образа действия. Модальные слова хэрэгтэй, еhотой. Частицы в бурятском языке.

Имена существительные: личные и неличные.

Многократные причастия.

Местоимения: личные, возвратные, указательные, вопросительные.

Место наречия в предложении.

Числительные: количественные (100 - 100000000), выражение даты, приблизительное количество - гушаад.

Союзы: харин; союзные слова: юундэб гэхэдэ, тиимэhээ.

Междометия: Тай!

Послелоги, отражающие отношения по времени.

Простые распространенные предложения.

Все типы вопросительных предложений (00000022.wmz сагтаа ши юу хэхэ дуратайбши? Ши кинодо ошохо 00000023.wmz? Ши гэртээ ошохо 00000024.wmz, али hургуулидаа байха 00000025.wmz?).

Побудительные предложения в утвердительной (Уншыш даа) и отрицательной формах (00000026.wmz мартаарай).

Причастный и деепричастный обороты. Предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами.

Овладение грамматической стороной речи предполагает знание признаков изученных грамматических явлений и навыки распознавания и употребления их в речи.

32.7.3. Социокультурные знания и умения.

Традиции семейных праздников (милаан, 00000027.wmz наадан). Национальная одежда бурят. Система питания у бурят. Этические нормы бурят (арадай алтан hургаалhаа). Традиции самопрезентации бурят. Пространство и время у бурят. Традиционное жилище бурят. Топонимика Бурятии. Выдающиеся люди Бурятии и России. 10 самых известных мест в России.