Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

38.10. Содержание обучения в 9 классе

38.10. Содержание обучения в 9 классе.

38.10.1. Вводная часть. О значении и функции кабардино-черкесского языка.

Тексты: А. Мукожев "Мы с родным языком близнецы-братья".

Стихотворения: М. Бемурзов "Адыгский язык", Р. Ацканов "Просыпаются птицы родного языка".

38.10.2. Повторение изученного в 5 - 8 классах.

Тексты: А. Кяшев "Два месяца в селе" (отрывки из повести), Б. Утижев "Как?", "Тропа", "Жизнь - это сон", Б. Ашижев "Вдова", Р. Ацканов "Шли двое".

Стихотворения: А. Мукожев "В автобусе", "Сердце человека подобно ребенку...", "Когда я вижу старца...", А. Оразаев "Мое адыгское поле...", Х. Кажаров "Не кидай камень в другого...", Р. Ацканов "После дождя", И. Машбаш отрывки из стихотворений.

Диалоги: "Приветствие", "Дни недели".

Аудирование: З. Тхагазитов "Старинные адыгские песни", "Адыгская гармонь", Л. Балагова "Голубая ель", А. Хакуашев "Архивные документы".

Из адыгского этикета: "Гость - посланник Бога".

38.10.2.1. Фонетика. Синтаксис.

Повторение фонетических языковых средств.

Синтаксис словосочетания. Синтаксис простого предложения.

38.10.3. Природа осенью.

Тексты: А. Куантов "Ветка вишни", "Бессердечие", "Мысли собаки", Л. Андреев "Кусака", К. Паустовский "Разговор с осенью", Б. Утижев "Кто он?", Н. Лукожева "Адыгское небо", А. Черкесов, И. Хакунов "Из адыгских обычаев".

Стихотворения: А. Мукожев "Мать", Р. Ацканов "Листопад".

Аудирование: Р. Ацканов "Осенняя ночь...".

38.10.3.1. Синтаксис.

Синтаксис сложного предложения. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

38.10.4. Жизнь и творчество адыгских писателей и поэтов.

Тексты: С. Желитежев "Жанхъуэт и хъуэпсапIэ" ("Мечта Жанхота"), Р. Ацканов "ДыгъэцIыкIу" ("Маленькое солнце"), "Сабийм и къызэплъыкIэ" ("Взгляд ребенка").

Стихотворения: А. Шогенцуков "ЩIымахуэ" ("Зима"), "Гъэмахуэ пщэдджыжь" ("Летнее утро"), Ф. Балкарова "Дыгъэ бзийр си пшынэ Iэпэу" ("Солнечные лучи - клавиши гармошки"), З. Налоев "Алхимик хуэдэу сохьыр гъащIэр" ("Живу я, как алхимик"), Б. Кагермазов "ГъащIэ" ("Жизнь"), М. Бемурзов "ДыгъафIэм пасэу уэсыр щхьэщокIыж" ("На солнце быстрее тает снег"), "Ирехъу ди Iэнэр узэда" ("Пусть от обилия ломится стол").

Аудирование: А. Мукожев "Си ныбжьэгъум сэ дэзгуэшыфынущ" ("Смогу я с другом разделить"), З. Шомахова "Схуэхъумэ..." ("Сохрани для меня...").

Диалог: "В школьной библиотеке".

38.10.4.1. Синтаксис.

Синтаксис сложного предложения. Средства связи между частями сложносочиненного предложения: интонация и сочинительные союзы (соединительные, противительные, разделительные).

38.10.5. Известные представители народа.

Тексты: "Еянэ топышэ" ("Восьмой снаряд") о Карданове Кабарде. М. Ширдиева "Дунейпсом щыцIэрыIуэ дирижер" ("Известный на весь мир дирижер"), очерк о художнике Мухадине Кишеве "Си IэщIагъэм и къежьапIэр" ("Истоки моей профессии"). Бещтокъуэ Хьэбас теухуа очеркыр (очерк о поэте Бештокове Хабасе), очерк "Щхьэлыкъуэ щыщ щIалэ ахъырзэман" ("Прекрасный парень из Шалушки"), очерк об олимпийском чемпионе Таове Хасанби, очерк "Зак Кахадэ... Хэт ар?" ("Зак Кахадо... Кто он?"), очерк об известном художнике "Адыгэ щIалэм и Iэмал телъыджэр" ("Удивительные возможности адыгского парня"), очерк об олимпийской чемпионке "Кирэ и ехъулIэныгъэ" ("Успех Киры"), очерк о молодом режиссере.

Аудирование: "Адыгэшым зыри къылъэщIыхьакъым" ("Конь адыгской породы - самый быстроходный").

Стихотворения: Х. Бештоков "Къэбэрдей" ("Кабарда").

Диалог: "Мой кумир".

Проектная работа: "Выдающиеся личности адыгского народа".

38.10.5.1. Синтаксис.

Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения. Указательные слова в главном предложении.

38.10.6. Выбираем профессию.

Тексты: "КъэкIуэнур зэлъытар щIэблэщIэрщ" ("Будущее за молодыми"), "Географ ныбжьыщIэхэр" ("Юные географы"), "Гъуазджэм дихьэххэр" ("Увлекающиеся искусством"), "Музыкэм зи гъащIэр езыпхахэр" ("Связавшие свою жизнь с музыкой"), "ЩIэныгъэ центр" ("Научный центр"), "Спортыр - узыншагъэщ" ("Спорт - это здоровье"), "Спортсмен телъыджэ" ("Удивительный спортсмен"), "Журнал цIэрыIуэм и гулъытэ" ("Внимание известного журнала"), "Уэрэдыр зи Iэпэгъу тхьэмадэ" ("Старейшина, который с песней по жизни"), Н. Гасташева "Африкэм и бгы щхъуантIэхэр" ("Зеленые горы Африки").

Стихотворения: А. Мукожев "Хуейщ дыгъэр бзийкIэ гуэшэну" ("Солнце хочет делиться лучами...").

Аудирование: Б. Утижев "Нэхугъэ" ("Свет").

Диалог: о выборе профессии.

38.10.6.1. Синтаксис.

Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Средства связи частей бессоюзного предложения.

38.10.7. Повторение.

Тексты: "Зы илъэс закъуэ" ("Один единственный год"). А. Моисеев, "Незнакомка".

Из адыгского этикета: "Хъыджэбзыр зэрыщытыпхъэр" ("Как должна себя вести девушка"). А.-Г. Кешев "Два месяца в селе", Х. Кармоков очерки о просветителе Хан-Гирее, писателе Темботе Керашеве, поэте Бекмурзе Пачеве.

Стихотворения: З. Тхагазитов "Хэку" ("Родина"), "Гущэкъу уэрэд" ("Колыбельная"), К. Бальмонт "Шэрджэс пщащэм" ("Черкешенке") в переводе с русского языка Б. Кагермазова, М. Лермонтов "Колыбельная".

Аудирование: Ю. Тохова "Нанэ" ("Нана").

38.10.7.1. Синтаксис.

Закрепление материала по разделу "Синтаксис сложного предложения": сложные, бессоюзные предложения, средства связи между частями сложносочиненного предложения. Тестовые задания.