Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

123.5. Пояснительная записка

123.5. Пояснительная записка.

123.5.1. Программа по родной (финской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

123.5.2. Программа по родной (финской) литературе позволит учителю:

определить в процессе обучения цели, содержание, стратегии обучения, пути формирования духовно развитой личности посредством изучения родной (финской) литературы;

определить этапы обучения, его структуру, структурировать планируемые результаты обучения.

123.5.3. Изучение произведений родной (финской) литературы способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

123.5.4. Основу содержания программы по родной (финской) литературе составили произведения финской литературы, в которых поднимаются вопросы добра и зла, жестокости и сострадания, великодушия, милосердия, прекрасного в природе и человеческой жизни, о роли и значении книги в жизни писателя и читателя. Содержание программы по родной (финской) литературе направлено на эмоциональное, интеллектуальное и эстетическое развитие обучающегося, формирование его миропонимания и национального самосознания.

При отборе произведений для обязательного изучения учитывались их художественная ценность, выражение в них социально значимых, общечеловеческих ценностей и идеалов, место произведения в истории финской литературы.

123.5.5. Изучение родной (финской) литературы на уровне основного общего образования основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения выразительными средствами финского литературного языка.

Специфика учебного предмета "Родная (финская) литература" определяется сущностью литературы как феномена национальной культуры.

123.5.6. Программа по родной (финской) литературе обеспечивает наличие межпредметных связей с родным (финским) языком, русским языком, историей, литературой, литературой других народов Российской Федерации и финно-угорской зарубежной литературой.

123.5.7. В содержании программы по родной (финской) литературе выделяются следующие содержательные линии: устное народное творчество, финская литература 1920 - 1930-х годов, финская литература 1940 - 1980-х годов, финская литература 1991 - 2020-х годов, теория литературы.

123.5.8. Изучение родной (финской) литературы направлено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении литературных произведений на родном (финском) языке;

формирование понимания образной природы искусства слова, умений читать, анализировать художественный текст, сопоставлять финские литературные произведения с произведениями русской литературы, литератур народов Российской Федерации, а также мировой литературы;

совершенствование устной и письменной речи обучающихся (ведение диалога, дискуссии, аргументация собственного мнения, создание устного и письменного высказывания).

123.5.9. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (финской) литературы - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).