Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

69.7. Содержание обучения в 6 классе

69.7. Содержание обучения в 6 классе.

69.7.1. Тематическое содержание речи.

Взаимоотношения в семье и с друзьями. Семейные праздники. Внешность и характер человека или литературного персонажа. Досуг и увлечения, хобби современного подростка (чтение, кино, театр, спорт). Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, фитнес, сбалансированное питание. Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы, любимый предмет, правила поведения в школе. Переписка со сверстниками. Каникулы в различное время года. Виды отдыха. Путешествия по России и иностранным странам. Природа: дикие и домашние животные. Климат, погода. Жизнь в городе и сельской местности. Описание родного города, села. Транспорт. Родная страна и родной регион. Их географическое положение, столицы, население, официальные языки, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи). Выдающиеся люди родной страны и родного региона: писатели, поэты, ученые.

69.7.2. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Говорение. Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести: диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника, диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения, диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот. Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц с соблюдением норм речевого этикета. Объем диалога - до 5 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

повествование, сообщение;

изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста;

краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц. Объем монологического высказывания - 7 - 8 фраз.

Аудирование. При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная и невербальная реакция на услышанное. При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных аудиотекстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты, события в воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием запрашиваемой информации, предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, диалог (беседа), рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста для аудирования - до 1,5 минут.

Смысловое чтение. Развитие умения читать про себя и понимать адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять тему, основную мысль, главные факты, события, прогнозировать содержание текста по заголовку или началу текста, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова в контексте. Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умения находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию. Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: беседа, отрывок из художественного произведения, в том числе рассказ, сказка, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, сообщение личного характера, объявление, кулинарный рецепт, стихотворение, несплошной текст (таблица). Объем текста для чтения - 250 - 300 слов.

Письменная речь. Развитие умений письменной речи: списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений; написание электронного сообщения в соответствии с нормами неофициального общения. Объем письма - до 70 слов, создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, иллюстрации. Объем письменного высказывания - до 70 слов.

69.7.3. Языковые знания и умения

Фонетическая сторона речи. Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа). Объем текста для чтения вслух - до 95 слов.

Графика, орфография и пунктуация. Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета оформление электронного сообщения личного характера.

Лексическая сторона речи. Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в финском языке нормы лексической сочетаемости. Распознавание и употребление в устной и письменной речи различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания. Объем: около 750 лексических единиц для продуктивного использования (включая 650 лексических единиц, изученных ранее) и около 800 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 750 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова.

Грамматическая сторона речи. Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций финского языка. Простое предложение. Основные коммуникативные типы простых предложений в современном финском языке: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий вопрос. Специальные вопросы с вопросительными словами. Классификация предложений по характеру предикативных отношений. Утвердительные и отрицательные предложения. Классификация предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные предложения. Простое предложение. Основные структурно-семантические типы простых предложений в современном финском языке. Интранзитивное предложение. Транзитивное предложение. Посессивная конструкция. Экзистенциальное предложение. Предикативное предложение. Предложения с семантикой состояния. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Главное предложение, придаточное предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений в современном финском языке. Определенно-личные односоставные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Порядок слов в предложении. Члены предложения. Сказуемое, личная форма глагола в функции сказуемого простого предложения. Подлежащее, способы выражения подлежащего в современном финском языке. Существительное в функции подлежащего. Местоимение в функции подлежащего. Номинатив грамматического субъекта. Партитив грамматического субъекта. Согласование подлежащего и сказуемого в лице и числе. Определение. Согласованное определение. Неизменяемые прилагательные в функции определения. Генитивное определение. Предикатив. Падеж предикатива: номинатив, партитив и генитив предикатива. Объект, падеж объекта. Аккузатив без окончания (номинатив) в утвердительных предложениях с императивом. Аккузатив без окончания (номинатив) в утвердительных неопределенно-личных предложениях. Аккузатив с окончанием (генитив). Аккузатив множественного числа (номинатив). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным. Партитив объекта в отрицательных предложениях. Обстоятельство в падежной форме объекта. Обстоятельство. Обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа. Обстоятельство, выраженное наречием. Обстоятельство, выраженное конструкциями с предлогами и послелогами. Части речи. Именные части речи: существительные, прилагательные, местоимения, числительные. Глаголы. Наречия. Предлоги и послелоги. Союзы. Все типы склонения имен. Одноосновные и двухосновные имена. Гласная и согласная основа. Склонение имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения). Словоизменительные суффиксы в современном финском языке: формообразующие суффиксы и окончания. Показатель множественного числа в формах косвенных падежей. Партитив множественного числа. Генитив множественного числа. Множественное число внутренне-местных и внешне-местных падежей. Открытый и закрытый слог. Сильная и слабая ступень чередования ступеней согласных. Чередование ступеней согласных в основе слова. Сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами. Сильная ступень чередования согласных в закрытом слоге перед долгим гласным. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Склонение указательных, вопросительных, относительных местоимений. Степени сравнения прилагательных. Компаратив. Суперлатив. Все типы спряжения глаголов в современном финском языке. Образование форм презенса от глаголов I - VI типов спряжения (утвердительные и отрицательные формы). Образование форм простого претерита (имперфекта) от глаголов I - VI типов спряжения (утвердительные и отрицательные формы). Повелительное наклонение глаголов, императив (утвердительные и отрицательные формы 2 лица единственного и множественного числа). Образование форм презенса кондиционала от глаголов I - VI типов спряжения (утвердительные и отрицательные формы). Образование и склонение форм действительного причастия настоящего и прошедшего времени от глаголов I - VI типов спряжения. Управление глаголов из списка лексического минимума. Согласование прилагательных и существительных в числе и падеже. Числительные. Количественные числительные (от 100 до 1000000) и их склонение. Порядковые числительные. Предлоги и послелоги. Союзы.

69.7.4. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование отдельных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в питании и проведении досуга, этикетные особенности посещения гостей). Знание социокультурного портрета родной страны и Республики Карелия: знакомство с государственной символикой (флагом), некоторыми национальными символами, традициями проведения основных национальных праздников (Рождества, Нового года, Дня матери), с особенностями образа жизни и культуры (известными достопримечательностями, некоторыми выдающимися людьми). Развитие умений: писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на финском языке, правильно оформлять свой адрес на финском языке (в анкете, формуляре), кратко представлять Россию и Республику Карелия (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах, спортсменах), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта и другое).

69.7.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой догадки, в том числе контекстуальной. Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.