Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

124.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (хакасской) литературе на уровне основного общего образования

124.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (хакасской) литературе на уровне основного общего образования.

124.11.1. В результате изучения родной (хакасской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (хакасской) литературы;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из хакасской литературы, активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (хакасского) языка и родной (хакасской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений хакасской литературы, а также русской литературы и литературы родственных тюркоязычных народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в хакасской литературе;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений хакасского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

способность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

124.11.2. В результате изучения родной (хакасской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

124.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

124.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

124.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

124.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

124.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

124.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы.

124.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (хакасской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы на уроке родной (хакасской) литературы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

124.11.3. Предметные результаты изучения родной (хакасской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

выделять проблематику хакасских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале хакасского народа в контексте диалога культур с другими народами России;

понимать ключевые для национального сознания хакасов культурные и нравственные смыслы, отраженные в произведениях о Хакасии как о родине с богатой древней историей, о родных просторах с высокими горами, реками и бескрайними степями;

осознавать богатство хакасской литературы и культуры в контексте культур народов России, национальных традиций и культурных ценностей хакасского народа, иметь начальное понятие о национальном характере в произведениях о защите Родины, о проблемах подростков и о своеобразии национального языка и родной речи;

проводить смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов, под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения;

владеть начальными умениями проектно-исследовательской деятельности, оформления и предъявления ее результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источниками информации;

сопоставлять с помощью учителя, изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учетом возраста, литературного развития обучающихся);

выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 4 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учетом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);

пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учетом литературного развития обучающихся);

создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учетом литературного развития обучающихся).

124.11.4. Предметные результаты изучения родной (хакасской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

выделять проблематику хакасских преданий, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов, сравнивать хакасские предания с историческими преданиями разных народов;

осознавать ключевые для хакасского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Хакасии, ее истории и культуре, осознавать богатство хакасской литературы и культуры в контексте культур народов России, анализировать особенности отображения исторических событий, национальных традиций в произведениях о Хакасии, о родном крае и доме;

анализировать особенности отображения национального характера в фольклоре, в литературных произведениях о людях Хакасии, защите Родины, Великой Отечественной войне, о силе духа, находчивости и взаимопомощи как основных чертах хакаса, о детстве известных людей, вышедших из народа, о богатстве хакасского языка и родной речи;

проводить смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану, интерпретировать и оценивать текстуально изученные произведения фольклора и литературы с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);

пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ;

отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту, участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;

писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием прочитанных произведений, аннотаций, отзывов;

осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

планировать собственное чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счет произведений современной литературы для детей и подростков;

владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и простейшими способами ее обработки и презентации;

использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме, пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками, интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

124.11.5. Предметные результаты изучения родной (хакасской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие хакасских мифов, древних преданий и героических сказаний, выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в хакасской литературе, осознавать ключевые для национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о родном крае и его людях;

анализировать особенности национального характера, истоки патриотизма и героизма, проблемы детей в годы гражданской войны, уникальность хакасского языка и родной речи, отраженные в литературных произведениях и устном народном творчестве;

проводить смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку;

создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос;

под руководством учителя сопоставлять литературные произведения с произведениями других искусств, самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;

владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыками работы с разными источниками информации и основными способами ее обработки и презентации;

выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 6 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);

пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказа, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведения;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием прочитанных произведений, под руководством учителя исправлять и редактировать собственные письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему;

понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;

планировать свое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и обучающихся, в том числе за счет произведений современной литературы для детей и подростков;

развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме, самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая правила информационной безопасности.

124.11.6. Предметные результаты изучения родной (хакасской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений, оставленных предками на камнях, на примере надписи с Алтын келя, иметь представление о великих и храбрых защитниках родной земли;

понимать своеобразие и богатство хакасской литературы и культуры в контексте культур народов России, особенности отображения национальных традиций в произведениях о праздниках, традиционной свадьбе, о родстве душ хакасских людей;

анализировать и оценивать качества национального характера, отраженного в произведениях о гражданской войне, о стариках-хакасах как хранителях национального сознания, о ценности родного языка;

проводить самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ древнеенисейского и литературного текста и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку;

создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос, самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;

выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся), самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;

пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказа, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет;

писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием прочитанных произведений;

понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

самостоятельно планировать свое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и обучающихся с использованием проверенных интернет-ресурсов.

124.11.7. Предметные результаты изучения родной (хакасской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох, осознавать ключевые для национального сознания хакасов культурные и нравственные смыслы в произведениях о Хакасии, ее истории и культуре;

понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность хакасской литературы и культуры в контексте культур народов России, осознавать роль национальных традиций в произведениях литературы;

осмысливать характерные черты национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах сказителей, шаманов, строителей новой жизни для народа, выделять нравственные проблемы в книгах о детях и детстве;

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, проводить самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста;

создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах, самостоятельно сопоставлять литературные произведения и их воплощение в других видах искусства;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты, владеть навыками работы с разными источниками информации и различными способами ее обработки и презентации, самостоятельно формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы;

выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 10 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);

пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведения;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя аргументы;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не менее 200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием прочитанных произведений, представлять развернутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос, исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;

понимать важность осознанного чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

самостоятельно планировать свое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и обучающихся с использованием проверенных интернет-ресурсов.